Скоростной "Сапсан" должен был взлететь и обрушиться на встречный поезд в специально выбранном месте. Террористы из Средней Азии соорудили на рельсах "сапог", но подвела инженерная мелочь. 47news узнал как стоптала ноги контрразведка из Москвы, в то время как рядом опять был Владимир Путин.​

Вряд ли в РЖД кому-то пришла бы в голову мысль отмечать 6 августа профессиональный праздник, если бы задержанным 28 июля семи террористам удалось осуществить свой план.    

Для тех, кто пропустил этот сюжет, напомним, что недавно ФСБ сообщила о задержании семерых выходцев из Центральной Азии, готовивших теракты на транспорте в Петербурге. Как официально сообщили в ведомстве, взрывы должны были прозвучать на железнодорожном транспорте и вокзалах. Их личности не разглашаются в интересах следствия. А на видео с места задержания слышно, как на вопрос сотрудника ФСБ: "Что хотел сделать?", один из них, лежа на полу в наручниках, отвечает: "Чтобы… поезд… авария…". Как именно террористы планировали действовать, не сообщалось. Но выяснилось, дело не во взрывах.     

Как стало известно 47news, операцию по задержанию исламистов готовила служба по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя ФСБ России. Полицию в курс не ставили.    
 
А началось все примерно за пару недель до задержания. В районе станции "Фарфоровская" в Петербурге скоростной поезд "Сапсан" получил повреждения от постороннего предмета на рельсах. Этим предметом оказался самодельный аналог так называемого "башмака" или, как его еще называют, "сапога", который кладут под колесную пару для фиксации поезда.  

photo_2017-08-06_20-55-59.jpg

Как рассказали 47news собеседники в ФСБ, знакомые с ситуацией, задержанные на допросах не долго таили идею. "Башмак" был закреплен немногим ранее того времени, когда в этом месте должны были пройти навстречу друг другу два "Сапсана". Один из них должен был подлететь на установленной конструкции и врезаться в своего "брата". Учитывая, что скорость поездов не менее 150 км/ч, совокупная скорость на противоходе для тысячи  пассажиров двух "Сапсанов" составила бы летальные 300 км/ч. Отметим, что место было выбрано с небольшим скруглением, видимо, чтобы физика точно увлекла состав с рельс.

На этом 3D-ролике, моделирующем проезд от Фарфоровской к Московскому вокзалу в Петербурге, скругление заметно визуально.

А вот так Сапсаны встречаются на станции Обухово.

Так выглядит встреча двух "Сапсанов" ночью на станции в Тосно.

Как говорят собеседники 47news в столичной контрразведке, трагедия не произошла из-за элементарной недоделки. Вместо того, что закрепить "башмак" стальным стержнем, ныне подозреваемые воспользовались двумя болтами. Защита "Сапсана" просто снесла диверсионный предмет. Кстати, как говорят, сразу после инцидента сотрудники Октябрьской железной дороги были опрошены и подписали бумаги о неразглашении.        
 
Один из экспертов по безопасности на транспорте рассказал 47news как устроена защита "Сапсана". Она состоит из двух элементов.

"Вверху простой отбойник. Он закреплен статично. А перед первой колесной парой закреплены плотные резиновые бруски. Расположены они на высоте примерно полутора сантиметров от рельс. Они защищают катушки автоматизированной системы безопасности состава. Катушки, в свою очередь, считывают коды с рельс, подаваемые аналоговым способом. Эта информация необходима машинисту для понимания того, горят ли впереди светофоры, установленные через каждые 800 метров. На эти дистанции поделен весь путь. Информация поступает  про состояние трех светофоров впереди по ходу движения. И вы, наверное, знаете, что, если замкнуть чем-то металлическим оба рельса, например, проволокой, то загорится красный", - объяснил специалист.

photo_2017-08-06_21-49-38.jpg

По предварительным данным, замыкание произошло, когда злоумышленники воплощали в жизнь свою инженерную задумку. Поезд, скорее всего, снизил скорость и просто сшиб "башмак". "Также возможно, что защитой стали трубки, через которые под колеса подается песок при торможении, они также расположены перед первой колесной парой", - отметил один из сотрудников РЖД, знакомый с конструктивными особенностями "Сапсана". Также, по его словам, исключено, что установленное препятствие было основано на "башмаке" РЖД заводского производства. "Они хранятся под замком и выдаются под роспись. Все же понимают опасность, если скорость большая, поезд просто подпрыгнет и сойдет с рельсов", - отметил железнодорожник.  

Отметим, что за последнее время СМИ сообщали лишь об одном случае задержки "Сапсана". Короткая заметка об этом появилась на портале abnews.ru 7 июля. Поезд выехал из Петербурга в 17:00 и должен был прибыть в Москву в 20:45, но задержался на 42 минуты. Другое дело, что, по словам пассажиров, с которыми удалось побеседовать 47news, состав стал останавливаться в районе Зеленограда уже под Москвой. Но, возможно, лишь к этому моменту повреждения были замечены.  

По словам осведомленных о ходе операции собеседников в ФСБ, после неудавшегося теракта, группу достаточно оперативно обнаружили. Наблюдали за ней примерно неделю. "Все ноги наружка истоптала. Но после того, как они заговорили о каком-то КамАЗе, которым они собирались что-то таранить, было принято решение задерживать их от греха подальше", - отметил один из собеседников. О том, сколько времени группа находилась в Петербурге, точных данных нет. Но в материалах дела вроде есть информация о том, что диверсанты обсуждали теракт, приуроченный к Кубку Конфедераций по футболу, стартовавшему 17 июня. Шла также речь о Дне Военно-морского флота. На мероприятиях, напомним, присутствовал президент Владимир Путин.

Напомним, что взрыв в метро Петербурга 3 апреля нынешнего года произошел в день приезда в город президента. Тогда он встречался с региональными журналистами и президентом Белоруссии.    

Про задержанных известно мало. Среди семерых основных подозреваемых, скорее всего, четверо. Часть из них проходила обучение диверсионной работе. "При обысках у них зафиксировали как их имущество, так и не совсем их. В общем, чтоб наверняка. И, поверьте, реабилитантов среди них не будет", - отметил сотрудник ФСБ, владеющий ситуацией, добавив, что официально об этой истории говорить не будут: " Зачем народ будоражить, чтобы каждый думал, садясь в поезд, о всяких ужасах". 

В пресс-службе РЖД сообщили, что не владеют информацией об инциденте. Ни пресс-служба ФСБ России, ни региональное Управление этого ведомства с момента задержания подозреваемых уточняющей информации не раскрывало.

В конце истории отметим, что любая мысль, хоть даже и злая, эволюционирует. Лишь недавно Петербург пережил ужас взрыва в метро, где тела разметало взрывчаткой, заряженной в баллон огнетушителя. "Как злодеям пришла в голову именно эта мысль - это предмет другого исследования. Может, фильм какой-нибудь посмотрели. Но ясно, что они не инженеры. Это как если бы мы с вами разлили масло на перекрестке и ждали бы когда машины занесет", - отметил один из собеседников в контразведке.

Ну а простому читателю не надо напоминать о трагедии 2009 года, когда в результате подрыва путей с рельсов сошел "Невский Экспресс". Тогда погибло 28 человек, а пострадало под сотню. Телевизионная картинка была жуткая. Возможно, за такой же гнались и задержанные.