Топливо в реакторы первой в мире плавучей АЭС "Академик Ломоносов", которая строится на Балтийском заводе Петербурга, загрузят в Мурманске.

Такое заявление 21 июля сделал генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.
 
"Провести загрузку и запуск реакторов плавучей АЭС (ПАТЭС) в Петербурге помешала обеспокоенность соседей России по Балтийскому региону тем, что в международном морском праве отсутствует такое понятие как "несамоходный плавучий ядерный объект". По этим причинам комплексные швартовные мероприятия решили произвести максимально близко к месту будущей эксплуатации — порту Певек на Чукотке. Заниматься проектом будут специалисты Балтийского завода и Росатомфлота", - сообщил руководитель "Росатома".

По словам Лихачева, база Росатомфлота в Мурманске обладает всей необходимой инфраструктурой, специалистами и компетенциями для загрузки ядерного топлива, а решение о переносе загрузки топлива оправдано с экономической и технологической точек зрения и основывается на многолетнем опыте безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота.
 
"Для Концерна "Росэнергоатом", как заказчика проекта, решение о переносе места пуска ПАТЭС "Академик Ломоносов" в Мурманск, принятое совместно госкорпорацией "Росатом" и АО "ОСК", является оптимальным, в первую очередь, с точки зрения недопущения срыва сроков ввода ПАТЭС в эксплуатацию. Как ранее было заявлено, мы планируем ввод станции в промышленную эксплуатацию в декабре 2019 года", – прокомментировал заместитель генерального директора – директор по специальным проектам и инициативам Росэнергоатома Павел Ипатов. 

Запуск ПАТЭС синхронизирован с началом работ по выводу из эксплуатации самой северной атомной станции в мире – Билибинской АЭС на Чукотке. По утвержденному плану, с 2019 года начинается остановка реакторов этой станции. Первый блок будет выведен из работы в 2019 году, оставшиеся три – в 2021 году. Петербургская плавучая станция заменит её и снимет угрозу энергобезопасности самого северного региона страны.
 
"Строительство ПАТЭС – это выгодный и важный заказ для Балтийского завода. Он подтверждает наличие уникальных компетенций и производственной базы, которые позволят реализовывать такие проекты в будущем. При этом, с учетом непростой судьбы проекта, мне кажется логичным, что первая загрузка топлива пройдет на предприятии атомной отрасли, чтобы никакие внешние обстоятельства не помешали запуску головной плавучей АЭС", - член комитета Государственной думы по энергетике Владимир Катенев.

Справка: 

Закладка АЭС состоялась 15 апреля 2007 года в Северодвинске. В июле прошлого года начались швартовные испытания на Балтийском заводе в Петербурге, которые должны завершиться к 30 октября этого года. Водоизмещение станции составляет 21500 тонн. Её длина – 144 метра, ширина – 30 метров, высота борта – 10 метров, осадка – 5,6 метра. Экипаж станции составит 69 человек. Так как ПАТЭС не оборудована собственными двигателями, для ее транспортировки необходим буксир. После прибытия на место станция швартуется к берегу и подключается к наземной инфраструктуре. Станция оснащена двумя модифицированными двигателями КЛТ-40, которые способны вырабатывать энергию, достаточную для города с населением 200 тысяч человек. Также она может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тысяч  кубометров пресной воды ежедневно.