Опытного гатчинского бизнесмена Курносова подозревают в хищении 370 млн на стройке ЗСД. В новости, созданной ФСБ, 47news увидел прецедент: из-за огреха в части контракта гендиректору предъявляется вся его стоимость. Предпринимателям советуем внимательно ознакомиться с пунктом №7.

Одна из ведущих гатчинских строительных компаний ООО "ТЭК" оказалась обезглавленной. Следственная служба УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти вечером 15 июля в аэропорту Пулково задержала генерального директора компании Виктора Курносова. Он собирался на отдых, а оказался в 62 года в камере. Заодно в загородном доме бизнесмена в поселке Вырица Гатчинского района прошли обыски.

Курносова подозревают в хищении более 370 миллионов рублей при строительстве центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). В отношении генерального директора ООО "ТЭК" возбуждено уголовное дело по редкой части 7 статьи 159 УК - "мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере". Кстати, эта седьмая часть пополнила 159 статью УК недавно, а именно в августе 2016 года. А у судьи серьезный диапазон - до 10 лет.

Потерпевшей стороной в деле является АО "Асталди С.п.А.", входящее в структуру совместного итальяно-турецкого предприятия ICA Astaldi-IC Ictas WHSD Insaat Anonim Sirketi, которое занималось строительством центрального участка ЗСД и, скорее всего, получит подряд на строительство нового съезда с трассы в створе Шкиперского протока Петербурга. ООО "ТЭК" поставляло для "Асталди С.п.А." особо прочную опалубку из стеклофибробетона. Следствие полагает, что Курносов совершил хищение более 370 миллионов рублей именно на поставках плит несъемной опалубки для самого сложного участка ЗСД. В ФСБ подозревают, что компания "ТЭК" поставляла на стратегическую стройку плиты, изготовленные из некачественных материалов.

ООО "ТЭК" было основано в 1994 году. Компания занимается изготовлением изделий из бетона для использования при строительстве. В том числе, "ТЭК" специализируется на производстве стеклофибробетона — искусственного материала, который состоит из цемента, мелкозернистого песка, химических добавок и фибры. Фибра представляет из себя волокна длиной 40-50 миллиметров, расположенные в массе бетона и перемешанные. Производство "ТЭК" расположено на двух площадках в Гатчине. Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", Виктор Курносов владеет 60% ООО "ТЭК", а еще 40% принадлежит Ларисе Лебедевой. По итогам 2015 года выручка компании составила 157,3 миллиона рублей. Кроме петербургского ЗСД, компания "ТЭК" участвует и в других крупных проектах, в частности, в строительстве моста через Керченский пролив.

Напомним: конкурс на строительство центрального участка ЗСД в августе 2011 года выиграл консорциум ООО "Магистраль Северной столицы". В консорциум вошли Группа ВТБ (50%), Газпромбанк (41,5%). Позже коллеги с "Фонтанки" выяснили, что еще 8,5% долей находится в руках кипрского юриста и экономиста Роиса Потамитиса. Строительство 11-километрового участка началось весной 2013 года. В качестве подрядчика МСС привлекла компанию ICA Astaldi-IC Ictas WHSD Insaat Anonim Sirketi — совместное предприятие известной итальянской компании Astaldi и турецкой фирмы IC Ictas. Строительство центрального участка ЗСД обошлось в 120 миллиардов рублей. Из них 51 миллиард был направлен из федерального бюджета, а остальные средства внес концессионер МСС. Непосредственно стоимость всего ЗСД оценивается в 210 миллиардов рублей. Консорциум будет эксплуатировать трассу и собирать плату с автомобилистов до 2042 года. До 2020 года бюджет будет компенсировать инвестору недополученную прибыль. Центральный участок ЗСД был открыт президентом РФ Владимиром Путиным 2 декабря 2016 года.

Собеседник 47news в Astaldi сообщил, что контракт на поставку плит несъемной опалубки для строительства центрального участка ЗСД был заключен с ООО "ТЭК" давно, документ заархивирован и разархивировать его не представляется возможным. Однако затем в компании сообщили, что документов по этому контракту в Astaldi нет. Бумаги по поставкам плит из стеклофибробетона запрашивались правоохранителями в течение двух лет. При этом на словах собеседник отметил, что стоимость контракта составляла под 400 миллионов рублей. А по контракту № 00112 от 2014 года, заключенному между "ТЭК" и Astaldi, ущерб насчитан в 370 896 750 рублей.

Еще один высокопоставленный представитель Astaldi также сообщил, что узнать точную стоимость контракта в настоящий момент проблематично. "Я же не Игорь Кио, я не могу взять и достать этот контракт, как фокусник кролика из цилиндра", - заявил он 47news. При этом в компании пояснили, что работы на центральном участке ЗСД, который открывал Путин в декабре 2016 года, еще продолжаются: благоустраивается территория, красятся конструкции. Astaldi не спешит сворачивать свои строительные городки. Компания надеется приступить к работам по строительству нового съезда с ЗСД на Васильевский остров в створе Шкиперского протока.

В ООО "ТЭК" ситуацию с задержанием генерального директора и контрактом на поставку плит не комментируют. При этом в компании отметили, что на стройку ЗСД "ТЭК" поставлял не только стеклофибробетонную опалубку, но и другие материалы, в частности, облицовочные панели. Супруга Виктора Курносова также сообщила, что не знает деталей контракта, пояснив, что, может быть, что-то прояснится после суда над мужем, а пока за него можно только молиться.

В компании-операторе "Магистраль Северной столицы" решили наблюдать за конфликтом на расстоянии. В пресс-службе МСС 47news заявили, что в случае с поставкой некачественных плит речь идет о финансовых взаимоотношениях двух компаний, но "Магистраль" не является стороной этого конфликта.

При этом эксперт в отрасли рассказал журналисту, что летом 2016 года, после публикации "Фонтанки"  о том, что компания Astaldi получила с гатчинского предприятия плиты из стеклофибробетона с подпиленной внутренней арматурой, было проведено исследование прочности стройматериалов на всем центральном участке трассы. Считается, что некачественные плиты на ЗСД могли появиться из-за конфликта Виктора Курносова с директором одного из подразделений "ТЭКа" Денисом Пчелиным, который был должен главе компании 7 миллионов рублей.

Тогда свою оценку опалубке давали специалисты Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (СПбГПУ). При этом собеседник 47news отметил, что хоть заказчиком исследования и выступала Astaldi, но именно в МСС настояли на проведении работ.

Особо прочные плиты из стеклофибробетона используются при строительстве пролетных сооружений ЗСД, а не на тех, что расположены на земле. А большая часть центрального участка проходит именно над землей. В составе участка сразу три мостовых перехода: двухъярусный мост через Морской канал, вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе, а также Вантовый мост через Петровский фарватер. При этом плиты поставлялись не только с производств "ТЭКа". Вторым поставщиком материалов было ООО "Баркада". В итоге специалисты СПбГПУ приняли положительное заключение по качеству материалов, нарушений в плитах найдено не было.

В этой истории привлекает внимание сама тенденция следствия. Если слова собеседника 47news в Astaldi о том, что стоимость контракта составляла порядка 400 миллионов рублей, верны, то получается, что подрядчик может отбить себе полную стоимость работ. По сути, компания хочет вернуть  все средства, которые ушли на покупку стройматериалов. Ведь в расхищенные Курносовым 370 миллионов могли вполне войти и средства, которые ушли на качественные изделия. А в данном случае под обвинение подводится весь контракт. Несоответствие одного признака в закупке ведет к санкциям по всей поставке.

Последнее должно быть точно интересно бизнесменам-практикам, стремящимся к освоению бюджета.