К 90-летию единственной в мире области имени Ленина 47news порылся в газетном фонде Российской национальной библиотеки. Мы будто выбирали самое незначительное, но милое. Эти пресс-крохи позволяют вспомнить, чем жили в Ленобласти простые советские люди.

Сегодня сложно представить, что такое дефицит. Хоть и была эта тема главным хлебом наших сатириков ещё четверть века назад. Сейчас магазины забиты товарами как первой, так и последующих необходимостей. Нужны только деньги. Санкционные ужастики не затронули райпо и сельпо – не было там сыра с голубой плесенью, так не очень-то и ходовой товар, вот и ровняют его бульдозерами.

А менее чем 80 лет назад, корреспондент И. Каменный в газете "Стахановская вахта" от сентября 1939 года пишет: "Покупатель спросил у продавца лампу. Посмотрел. На вид она не плохая. Но в магазине не оказалось к ней фитиля и стекла... Опять не нужно, — с досадой проговорил продавец, уже который раз ставя лампу обратно на полку".

С дефицитом – детищем плановой экономики - в СССР боролись не только сатирики. Главная мера, принимаемая государством, — нормированное распределение товаров, а по-простому – талоны.

В каком-нибудь США, к слову, в том же 1939 году тоже было не все хорошо с удовлетворением потребностей простого человека: подходила к концу Великая депрессия, были введены продуктовые талоны для малоимущих американцев. А с 1942-го года, кстати, по карточкам выдавались сахар, мясо, шины, бензин, велосипеды и обувь.

Наших предков тогда велосипеды не интересовали – страна еще не оправилась от одной мировой войны, готовилась ко второй и страстно хотела пожить по-человечески, весело. Как в той песне: "Шути и пой, чтоб улыбки цвели". Но нет, проклятый Торгводтранс Ленобласти не завез в магазин №2 ножовочные полотна для лобзиков. Сами лобзики завез в количестве 98 штук, а полотна — нет. Обидно, товарищи. А если в стиле тех лет, то просто: "Стыдно, товарищи".

В числе товаров, которых не найти на полках сельпо, автор взволнованно называет гуталин, мыльный порошок, брючные пряжки. Сетует наш коллега из прошлого И. Каменный на отсутствие в сетях Торгводтранса граммофонных пластинок, примусов и керосинок.

1.jpg

Керосинка, напомним - керосиновая лампа. Специально можете зайти в любой магазин скобяных товаров — есть керосинки. И с колбой, и с фитилем. А вот остальные предметы роскоши тех лет (роскоши, что скрывать, – без брючных пряжек и они жили, и мы проживем) сейчас можно найти только на чердаках старых домов и в антикварных магазинах.

Представьте, пришел в наши дни человек купить телевизор, а ему говорят: "Телевизор есть, но проводов к нему - нет". 

"Все эти факты должны встряхнуть руководителей торговой сети Торгводтранса", - с надеждой резюмирует автор заметки. Но встряхнуть не получилось – с 1940 года всеобъемлющий дефицит в СССР существовал практически на все товары. Были, конечно, колхозный и черный рынки, где масло стоило 87 рублей за килограмм, а яйца — 15 рублей за десяток при средней зарплате рабочего в 250 рублей. И упреки покупателей на скудость ассортимента магазинов не прекращались.

А потом была война, и стало не до брючных пряжек.

"Пора прислушаться к голосу потребителя и, не ссылаясь на различные причины, обеспечить магазины необходимым ассортиментом товаров".

Все же талоны в России мы еще помним по началу девяностых. А теперь они лишь предмет коллекционирования, а дефицит исчез даже из анекдотов. А вот райпо и сельпо в Ленинградской области сохранились и даже становятся иногда героями новостей. Но так порой хочется взрослому, тому, кто рожден еще в СССР, зайти с утра в деревенский магазин, потребовать обычную керосиновую лампу и возмутиться отсутствием фитиля.