В субботу, 8 сентября 2007 года, на воинском мемориале, который находится на 4 км Ленинградского шоссе в городе Выборге, пройдёт торжественно-траурная церемония захоронения останков летчиков и танкиста, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и в годы советско-финского конфликта 1939-1940 гг.


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-центре правительства Ленинградской области, данной церемонией подводится черта в долгой и кропотливой работе поисковых отрядов. Несколько лет на территории Выборгского муниципального района проводились целенаправленные работы по поиску сбитых в годы войны советских самолетов. В результате проведенных экспедиций были обнаружены останки экипажей, установлены их имена и обстоятельства гибели. У одного из экипажей найдены родственники. Среди найденных самолетов два советских штурмовика Ил-2, истребитель Ла-5 и бомбардировщик ДБ-3а.

   

Рядом с летчиками похоронят останки неизвестного механика-водителя советского танка Т-26, утонувшего вместе со своей боевой машиной в марте 1940 года во время советско-финского конфликта. Его останки обнаружены при подъеме танка из Выборгского залива в 2006 году. Имя воина не установлено, но рано или поздно его увековечат на месте захоронения. Сам танк отреставрирован и установлен на площади в Выборге.


Первым самолетом, обнаруженным поисковым объединением «Северо-Запад» под руководством Ильи Дюринского на дне озера Победенское (бывшее Каннельярви) стал советский штурмовик Ил-2. В течение нескольких лет длилась эпопея подъема обломков самолета из озера и поиска останков его экипажа. Обломки самолета находились на глубине 3-х метров и были полностью заилены. Несмотря на трудности, ребятам удалось поднять на поверхность бронекабину самолета, а в ней были обнаружены останки экипажа. К сожалению, документы погибших не сохранились и поэтому установить личности погибших смогли, только благодаря установленным заводским номерам мотора и самолета.


Согласно архивных документов Центрального архива Минобороны на самолете Ил-2 (заводской номер 4629) с мотором АМ-38ф (заводской номер 4509248) не вернулся с боевого задания 18 июня 1944 года экипаж 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой дивизии 13 Воздушной армии Ленинградского фронта в составе летчика младшего лейтенанта Солянова Ивана Сергеевича, 1919 г.р., уроженца города Куйбышев (нынешняя Самара) и воздушного стрелка гвардии рядового Кирилина Николая Ивановича, 1923 г.р., уроженца Ростовской области.


В акте расследования причин летных боевых потерь в частях ВВС Красной Армии, говорится: «…17 июня 1944 года группа четыре Ил-2 под командованием старшего лейтенанта Полякова и группа четыре Ил-2 под командой лейтенанта Розанова вылетели на прикрытие танков в направлении от Лийкола на Бабочино. Группа старшего лейтенанта Полякова по указанию офицера связи штурмовала в пункте Кауккола до четырех батарей МЗА и в пункте Талиола до двух батарей МЗА. На втором заходе на цель группа сразу в бок была атакована восьмью Ме-109. Группа встала в оборонительный круг, но замкнуть не успела, в результате воздушного боя были сбиты – летчики Шалимов, Грачев и воздушные стрелки Семибратов, Лапаткин. Самолет младшего лейтенанта Шмарова сильно подбит, произвел посадку на свой аэродром, на фюзеляж. Группа лейтенанта Розанова при первой атаке была атакована сзади в бок на высоте 110 метров четырьмя Ме-109. В результате воздушного боя было сбито три Ил-2, летчики младшие лейтенанты Солянов, Сидоров, Баянов и воздушные стрелки - Бондаренко, Еремеев, Кирилин, которые упали в районе Бабочино. Летчик младший лейтенант Баянов произвел вынужденную посадку на свою территорию, стрелок старший сержант Еремеев выпрыгнул на парашюте. Воздушный стрелок Семенов сбил один истребитель противника Ме-109…».


Судя по всему, атакованный немцами в районе Бабочино (сейчас поселок Каменка) Ил-2 с экипажем Солянова-Кирилина пытался уйти от истребителей, но был сбит и упал в озеро…


Второй обнаруженный самолет был тоже штурмовик Ил-2. На его обломки в районе бывшего финского населенного пункта Юустила наткнулись поисковики выборгского отряда «Поиск» под руководством Геннадия Михайлова. Самолет сильно разбился при падении о камни, и поэтому его обломки были разбросаны на большом расстоянии. В первую же экспедицию удалось обнаружить на обломках редуктора самолета заводской номер мотора и оперативно через Центральный архив Минобороны установить, что на этом самолете погиб экипаж из летчика, младшего лейтенанта Гармаш Василия Даниловича, 1921 г.р., уроженца Харьковской области и воздушного стрелка, старшего сержанта Алмакаева Гиляджи Мурадымовича, 1916 г.р., уроженца Пензенской области.


Самолет Ил-2 (заводской номер 304415) с мотором АМ-38ф (заводской номер 450958) из состава 943-го штурмового авиаполка сбит зенитной артиллерией противника 26 июня 1944 года.


Для поиска останков погибшего экипажа был приглашен поисковый отряд из Санкт-Петербурга «Рубин» под руководством Николая Михайлова. В течение нескольких дней поисковики буквально прощупывали каждый сантиметр почвы на месте падения самолета. В результате проведенной работы были сначала обнаружены останки воздушного стрелка, а затем и пилота самолета.


О том, как погиб этот экипаж, говорят архивные документы: «…26 июня 1944 года самолеты полка штурмовали артбатареи и танки противника в районе Баккиля. Боевой порядок группы – «клин». Цель атаковать по команде ведущего. Ведомым давить ЗА (зенитная артиллерия) противника в районе цели. В районе цели был сильный огонь ЗА и МЗА противника. Ведущий командир группы перед вылетом дал указание всем экипажам по всем вопросам выполнения боевого задания. На маршруте давал указания не растягиваться, держаться компактного строя, следить за воздухом. При подходе к цели подал команду атаковать цель и на бреющем полете уходить на свою территорию. Причина данной потери – большая насыщенность зенитными средствами района цели. Ошибка летчика – находясь под сильным огнем МЗА, не прижался к земле и на высоте 60-70 метров на развороте, допустил большой крен, тем самым увеличил площадь поражения. Сбит МЗА противника в районе цели…».


Поисковикам удалось разыскать родных и близких погибшего экипажа.


В августе 2006 года поисковые отряды «Северо-Запад» (руководитель Илья Дюринский) и «Святой Георгий» (руководитель Олег Алексеев) провели подъем обломков самолета ДБ-3а. Между станцией Лейпясуо и урочищем Меррки ими было обнаружено место падения самолета 53-го дальнебомбардировочного авиаполка 27 ДБАБр, который значился не вернувшимся с боевого задания 21 декабря 1939 года, во время советско-финской войны. В начале подъема, на месте падении на поверхности были видны стойки шасси самолета. При проведении поисковых работ в районе кабины самолета, сначала были обнаружены торчащие из обломков самолета унты одного из членов экипажа самолета. При извлечении тела погибшего были обнаружены: планшет с картами Финляндии, штурманская линейка, ракетница, парашют. При погибшем был найден партийный билет на имя старшего лейтенанта Денисенко Демьяна Ананьевича, 1907 г.р., выданный 8 февраля 1939 года политотделом 9172 авиасоединения, время вступления в партию: сентябрь 1932 года. Также при погибшем была обнаружена его автобиография, написанная им для вступления в партию, из которой стало известно, что погибший родом из Черниговской области.


По легенде, рассказанной местными жителями, стало известно, что в районе места падения самолета в советское время видели могилу, в которой якобы были захоронены летчики. По легенде, летчиков захоронили финны. Во время проведения поисковых работ могилу найти не удалось.


По данным финского историка Карла Фридриха Геуста: самолет ДБ-3 № 2306 4 АЭ 53 ДБАП потерпел катастрофу 21 декабря 1939 года в районе Сяйние (сейчас Черкасово). Экипаж самолета: летчик – командир АЭ майор Дрянин Виталий Филиппович – выпрыгнул с парашютом, вернулся в полк, штурман старший лейтенант Денисенко Демьян Ананьевич – погиб, стрелок-радист старшина Карпов Василий Федорович – погиб.


В журнале «Авиация и космонавтика» рассказывается об этом бое: «…21 декабря лишились сразу четырех ДБ-3. Раненный капитан М.А. Брусницын на поврежденной машине совершил вынужденную посадку у погранстолба № 237. Экипаж капитана А.С. Светелкина пропал без вести. Два самолета из 53-го полка столкнулись над целью, железнодорожной станцией Сяйниэ. Пилот Кузьмин ударил впереди идущую машину и отбил стабилизатор. Кузьмин дотянул до базы, а экипаж другого ДБ-3 погиб, за исключением летчика майора Дрянина, успевшего выпрыгнуть с парашютом…».


Четвертым самолетом, обнаруженным в этом году, стал советский истребитель Ла-5. Его обломки обнаружили на дне озера Смирновское. В течение недели поисковые отряды «Варяг-2» и «Группа Безымянная» проводили подводные работы по подъему обломков самолета из озера. С глубины трех метров поисковикам удалось поднять сильно деформированные от удара об воду обломки самолета, останки пилота. К сожалению, документы, удостоверяющие личность погибшего не сохранились. Имя погибшего удалось установить по найденному номеру двигателя М-82 № 82111237. По документам Центрального архива Министерства Обороны РФ, самолет и летчик значились, как не вернувшиеся с боевого задания 26 июня 1944 года. В этот день с боевого задания не вернулся летчик 159-го истребительного авиаполка, младший лейтенант Ташлыков Николай Васильевич, 1922 г.р., уроженец Молотовской (сейчас Перская) области Пермского района из села Верхние Муллы.


Также рядом с летчиками будут похоронены останки неизвестного механика-водителя советского танка Т-26, утонувшего вместе с танком в марте 1940 года, во время советско-финского конфликта. Его останки были обнаружены при подъеме танка из вод Выборгского залива в 2006 году. Имя его, к сожалению, пока установить не удалось, но поисковики надеются, что это рано или поздно случится, и имя погибшего будет увековечено на месте его захоронения. А сейчас, память танкиста увековечена самим танком, который был отреставрирован и установлен на площади в городе Выборге.