К 90-летию единственной в мире области имени Ленина 47news порылся в газетном фонде Российской национальной библиотеки. Мы будто выбирали самое незначительное, но милое. Эти пресс-крохи позволяют вспомнить, чем жили в Ленобласти простые советские люди.

Сельскохозяйственный комплекс в Ленинградской области в приоритете. А посему начнем свое путешествие по страницам областной прессы с газеты "Крестьянская правда" за 1927 год. Как выяснилось, журналистов Ленинградской губернии волновали не только надои и озимые. Для тех газетчиков, пишущих про деревню, главным была идеология. 

А теперь представьте. Январь 1927 года. В СССР развернуто пропагандистское наступление на религиозные пережитки. Уже два года как организован Союз воинствующих безбожников. Молодежь не только в городах, но и в станицах отмечает альтернативные "комсомольские пасхи". Статус сельского батюшки стремительно снижается. Еще год - и Владимир Маяковский напишет свое стихотворение "Поп", которое завершится приговором духовенству:

  • Мне священников очень жаль,
  • Жалею  и ночь и день я -
  • Вымирающие сторожа
  • Аннулированного учреждения.

Пресса Ленинградской губернии в тренде. Здесь тоже потешаются над клириками. Достается и местным властям. Государство от церкви в регионе отделяется как-то медленно. Об этом пишет 12 января 1927 года на страницах "Крестьянской правды" журналист Борис Зыков. В статье "Председатель сельсовета в роли дьякона" он приводит сегодня забавный, а тогда – опасный случай, что произошел в селе Глажево Волховского уезда. И описывает в короткой заметке словами ныне редкими: "Попу в одиночку невесело кадилом чадить, - неблаголепно".

Сельский дьякон любил закладывать за воротник. После одной из пьянок попу стало совсем худо. А в Глажево жизнь кипит. Там родились трое ребят, но, правда, померла одна старуха. Ребят надо крестить, а покойника отпеть. Помощь клирику в проведении обрядов пришла из сельсовета.

1.jpg

"Выручил "батюшку" предсельсовета Потанин. Вместе с попом, как сообщает нам селькор сосед, привел он новорожденных в православную веру и проводил на тот свет старушечью "душу". Церковные обряды были проведены на "архиерейский вкус", - красивый бас у Потанина. Впрочем, это тоже экономия — один человек, а он тебе и предсельсовета, и отец дьякон", - иронизирует из 1927 года коллега Зыков со ссылкой на местные глажевские источники.

Спустя 90 лет спайка церковь — государство по-прежнему крепка. Кроме этого, в воинство Христово рекрутируются и предприниматели. Мог ли ты, коллега Борис Зыков, в своем 1927 году представить, но у нас в XXI веке священный огонь из храма Господня в Иерусалиме на Пасху в Петербург доставляют специальным самолетом. Правда, куратор этой доставки председатель совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит, строивший порт на южном берегу Финского залива, уже полгода как арестован. Но его нахождение в тюрьме не связано с вопросами теологии.

А такое слово как экономия, когда дело касается религии, в современной Ленобласти лучше не произносить. Главы районов активно летают по святым местам, например, на святую гору Афон. Говорят, они там голодают.

Но, Борис Зыков, есть и другие перемены. Село Глажево уже больше не входит в состав Волховского уезда. Теперь этот населенный пункт включен в состав административных границ Киришского района Ленинградской области.

Первый в СССР волостной банк, оказывается наш.

Писала "Крестьянская правда" не только о попах и председателях сельсоветов. Финансово-экономический отдел газеты в том же январе 22 числа 1927 года в заметке "Первый волостной банк" сообщил об открытии крестьянского банка в Володарской волости. Это уже в Лужском районе современной Ленобласти.

"В Володарской вол., Ленинградской губ. открыт первый в СССР крестьянский волостной банк для обслуживания местного крестьянского населения. Кредитному товариществу Володарской вол. дано право производить все основные банковские операции".

Маловато информации, конечно, но критиковать прессу 1927 года легко.  

2.jpg

Ну что же, можно позавидовать динамике развития банковского сектора Ленинградской губернии в 1927 году. У нас в 2017 году дело обстоит несколько иначе. На территории региона не осталось банков с областной пропиской. Сначала Центробанк отозвал лицензии на ведение операций у зарегистрированного во Всеволожске "Леноблбанка", вслед за этим без лицензии осталось крупнейшее финансово-кредитное учреждение региона "Русско-торгово-промышленный банк", а потом была отобрана лицензия у "Констанс-Банка". В конце мая 2017 года стало известно о смерти последнего банка-аборигена "Выборг-банка".