Для линии порт Усть-Луга — порт Балтийск собираются построить три железнодорожных парома. Россия опять грозит Белоруссии и Литве потерей калининградского транзита. Эксперты считают, что бизнес сам разберется, что и когда строить. А морская связь просто должна быть.

Правительство РФ утвердило программу развития паромного сообщения с Калининградской областью. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее план обеспечения транспортной доступности западного эксклава. План предусматривает строительство трех железнодорожный паромов для работы на линии порт Усть-Луга (Ленинградская область) — порт Балтийск (Калининградская область). Суда планируется построить до 2020 года за счет федерального бюджета и заемных средств. Деньги на паромный флот должен дать "Газпромбанк". Контракт на выполнение работ по проектированию и строительству челноков на общую сумму 14,1 миллиарда рублей планируется заключить уже в ноябре 2017 года.

Необходимость постройки паромов объясняется в документе затасканной фразой. Ее в разных вариантах произносят уже с десяток лет и чиновники, курирующие сферу шиппинга, и политики, любящие порассуждать о положении дел на постсоветском пространстве.

"Реализация плана позволит переориентировать на паромную линию "Усть-Луга – Балтийск" большую часть грузопотока в Калининградскую область и из Калининградской области, следующего в настоящее время железнодорожным транспортом по территориям Республики Беларусь и Литвы".

Собственно, эти же самые слова о морской альтернативе железнодорожному транзиту через Литву, об обеспечении надежной транспортной связи "большой" России с эксклавным регионом, о важном военно-стратегическом и экономическом значении переправы произносились еще в сентябре 2006  года на открытии паромной переправы "Усть-Луга — Балтийск". Запускали линию с помпой. Из Усть-Луги паром провожал министра транспорта Игорь Левитин, а встречали судно через три дня в Балтийске глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин и президент Владимир Путин. Прошло без малого 11 лет. Левитин и Якунин покинули свои посты, Путин успел побывать премьером и вернуться в президентское кресло, а риторика все та же.

Сегодня на линии "Усть-Луга — Балтийск" работают два парома. Оба старички, им за тридцать. Первый,"Балтийск", под именем "Railship II" сошел со стапелей немецкой верфи в Бремерхафене еще в 1984 году. Второй, "Петербург", тоже немец. Он был построен в 1986 году в Висмаре и звался "Mukran". И этих сил, считают эксперты, вполне достаточно. Линия недозагружена. Грозить пальцем литовцу и белорусу не стоит.

В основном из Усть-Луги в Балтийск на паромах идут вагоны-цистерны с нефтянкой и военные грузы. Накатной техники мало. Двух паромов с избытком хватает для того, чтобы удовлетворить спрос. С точки зрения маркетинга вкладываться  в строительство паромной тройки смысла нет. Если бизнесу нужны будут челноки, связывающие Ленобласть с Калининградом, то он их сам построит или зафрахтует на стороне. Строить новые паромы, которые регулярно будут гнать порожняк, смысла не имеет.

"По-хорошему, на линии надо оставить один паром под военные грузы. Гражданским эти паромы не нужны. С точки зрения маркетинга, нужны не железнодорожные паромы, а контейнеровозы. На вторичном рынке контейнеровоз на 200 ящиков стоит 5-6 миллионов долларов. Построить паром за три года, конечно, можно. Это специфический тип судна, но не сложный. Вопрос в технологиях. Саму "коробку" в России сделать не проблема. Но зачем под это строительство писать целую программу, непонятно. Просто какая-то блажь",  - рассказал 47news директор аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов.

Андрей Карпов, который во время губернаторства Валентины Матвиенко был председателем комитета по транспортно-транзитной политике, а сегодня руководит аналитическим агентством "Дорн", также считает, что говорить о нужности или ненужности паромной линии "Усть-Луга — Балтийск" с точки зрения бизнеса нельзя. Здесь речь идет о вопросе безопасности. С Калиниградской областью должна быть гарантированная коммуникация по воде. Если оператор работает на линии с убытком, то значит государство должно его дотировать. Вот и все.

"Например, есть пятимиллионный город, я не имею в виду Петербург. Под городом стоит аэропорт. Он убыточен. Но его невозможно закрыть. Государство просто должно предоставить такую опцию как авиация. Здесь все тоже самое. Если паромный оператор кое-как сводит концы с концами, так поддержите его. Если надо создать для этого специальную программу, так создайте", - заявил Карпов.

Сами портовики оценивать перспективы развития линии "Усть-Луга — Балтийск" после того, как на нее выйдут три новых парома, побаиваются. И грозных слов в адрес прибалтийских соседей не произносят. Так, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов просто отметил, что да, есть такой регион как Калининградская область. Есть и порт Усть-Луга в континентальной России. Есть работающие паромы с  грузами.

Оставалось, наверное, только добавить, что это кому-нибудь нужно.