Компания ЦДС назвала точную причину обрушения школы в Мурино. Все дело в слабых болтах. Но исполнитель работ уверен, что его подгоняли, и собирается получить со строителей 100 миллионов.

В строительной компании ЦДС 13 июня сообщили 47news причину, по которой седьмого мая обрушилась школа в Мурино.  

"Обрушение строительных ферм ...произошло в результате установки непроектных болтов ...с несущей способностью в разы меньше проектных. Несущая способность установленных болтов была почти в 3 раза меньше усилия от существующей на момент обрушения нагрузки... В определенный момент болты порвались в одной из ферм, создавая лавинообразное разрушение соседних", - рассказали 47news в ЦДС. Данные были предоставлены нанятой строителями экспертной организацией "ПКТИ Фундамент-тест".

Напомним, что строящаяся школа рассчитана на 700 мест, и 1 сентября нынешнего года в нее должны были пойти дети. При обрушении погиб один рабочий. Следственный комитет возбудил уголовное дело по нарушению правил безопасности при строительстве. По словам опрошенных тогда правоохранителей, в случае если бы под завалами погибли дети, то руководство строительной компании оказалось бы в камере. Неизбежно под удар Москвы попал бы и властный истеблишмент региона.

Стало также известно, что в минувший четверг, 8 июня, в комитете госстройнадзора правительства Ленобласти прошло закрытое заседание комиссии, сформированной для установления причин обрушения. Вел его зампред комитета Денис Горбунов. Присутствовало полтора десятка человек, в том числе представители генподрядчика строительства, субподрядчика ООО "МиКо" и проектной конторы "Архинж". Две последние гендиректор и владелец компании ЦДС в интервью "Деловому Петербургу" называл ответственными за случившееся.

По данным 47news, комиссия приняла решение затребовать исполнительную документацию, фотоотчеты, акты освидетельствования скрытых работ, списки ответственных лиц. Также были истребованы документы об отступлениях от проекта. Например, по замене покрытия над обрушившимся залом.

В распоряжении редакции оказались объяснения главного подозреваемого в нарушении технологии строительства гендиректора и владельца ООО "МиКо".

По данным "СПАРК-Интерфакс", основным видом деятельности ООО "МиКо" является "ковка, прессование, штамповка и профилирование; изготовление изделий методом порошковой металлургии". В 2015 году, свежее данных нет, компания показала чистую прибыль 4,5 миллиона рублей. Единственным учредителем и гендиректором компании является 44-летний уроженец города Железногорска Андрей Макаров.

По его словам, в июле прошлого года он обсчитал предлагаемую работу по поставке и возведению металлоконструкций для генподрядчика строительства. Ответ был положительный, но по цене компанию подвинули, и договор не заключили. Между "МиКо" и "ЦДС" это было якобы нормальной практикой — начинать выполнение работ, не дожидаясь оформления бумаг. Сказывался долгий опыт сотрудничества, около 15 лет.

В августе в ЦДС пришел новый директор по строительству, который решил доверить выполнение работ другой компании. Но на стройплощадку та выйти не смогла, и перед Новым годом ЦДС вновь обратилось в "МиКо". Срок был поставлен до 15 марта, хотя реальный был на месяц больше, утверждает сегодня Макаров. Металл компания ввиду праздников, заказать сразу не смогла и приступила к работам в середине января.

Уже тогда стало понятно, что бетонные колонны, изготовленные генподрядчиками, на которые должны крепиться фермы, имеют отклонения, которые превышали нормы в два раза. "Мы озвучили данную проблему, на что нам начальником участка было сказано, что проектная компания ООО "Архинж" их согласовала", - сообщил комиссии гендиректор Макаров.

Связаться с ООО "Архинж" не удалось. На сайте компании последняя новость датируется 2015 годом. Тем не менее, известно, что на комиссии ее представители были.

Уже после изготовления и монтажа металлоконструкций выяснилось, что работы велись по старым чертежам. В новые были внесены изменения, но, по утверждению Макарова, они переданы не были. "Когда мы обнаружили данное несоответствие, то мной были остановлены все работы", - сообщил Макаров. 

Выяснилось также, что те самые болты были слабее, нежели предусмотренные проектом. Нужных просто не хватило из-за задержек поставщика. "МиКо" приняло решение поэтапно заменить болты после поступления необходимых. Причиной в компании называют спешку заказчика. Кстати, по словам Макарова, уже через три дня после обрушения ему предоставили результаты экспертизы, согласно которой болты были признаны в принципе негодными по качеству еще 24 апреля.

В итоге заказчик решил конструкции не демонтировать, а усилить. ООО "МиКо" от работ отстранили и продолжили работы силами генподрядчика.

В разговоре с 47news Андрей Макаров сообщил, что обрушение произошло из-за комплекса проблем. "Наших возражений генподряд не слушал. Нас торопили. Доделывали они сами. Но поймите, есть хронология выполнения работ. Нельзя в одну единицу времени делать заливку, поднимать на крышу паллеты с кирпичами и делать сварку. На крыше были рулоны изопласта, раствор. Все это время на фермы шла нагрузка", - пояснил Макаров.

В заключение он сообщил, что ЦДС должно его компании около 100 миллионов рублей за выполненные ранее работы, не считая школы. "С ЦДС мы завязали работать, но мне теперь надо получить с них деньги", - задумчиво отметил собеседник.

В пресс-службе компании ЦДС в ответ на вопрос 47news сообщили, что хронология этапов работ при строительстве не нарушалась. А когда журналист поинтересовался, торопил ли генподрядчик исполнителя, то предпочли не отвечать.

Любопытно, что, как отмечали многие смотревшие видео обрушения, в момент трагедии  крыша была пуста. Если принимать на веру то, что к концу апреля работы были завершены, то выходит, что крыша под нагрузкой неделю медленно двигалась к разрушению.

Где был в это время госстройнадзор, 47news спросил у председателя этого комитета Вячеслава Шибаева. "Нас известили об окончании работ, но мы их на тот момент еще не принимали. При последней проверке в марте был выявлен ряд нарушений, но они не касались болтов. И, поверьте, причина не только в них", - заинтриговал чиновник.

У вас есть информация о том, что исполнителя работ торопили?

— Нет, такой информацией мы не располагаем, - ответил Шибаев.

В ЦДС были обыски после обрушения, а в госстройнадзор из Следственного комитета приходили? - вспомнив о телодвижениях следствия, спросил 47news.

— Нет, у нас не было ни выемок, ни обысков, — как показалось, улыбнувшись, ответил госслужащий.