Недостроенный дом обманутых на границе с Петербургом назван готовым на 100%. Кто-то зарегистрировал фальшивку, но кто он - загадка. Пока Росреестр искал виноватого, 47news сам посмотрел на бетонные коробки. Как говорят, так статистику по обманутым дольщикам скрывают от злой Москвы.

На заседании Законодательного собрания Ленинградской области 31 мая одним из вопросов было административно-территориальное преобразование в Тосненском районе. Согласно ему, Фёдоровское сельское поселение превращается в городское. Инициировал процесс глава поселения Родион Ким. Аргументировал необходимостью "дальнейшего социально-экономического развития". По его словам, к 2018 году за счет застройки население увеличится с 5 до 12 тысяч человек. И такой рост обеспечило малоэтажное строительство.

47news попалась на глаза история про подобную застройку, но с длинным историческим хвостом. В 2006 году администрация Тосненского района предоставила компании ЗАО "Инвестиционная компания Павловский Посад" в аренду на 49 лет участок земли 31 гектар в деревне Глинки Федоровского поселения, граничащей с Пушкинским районом Петербурга. Земля предназначалась для возведения квартала малоэтажной застройки. С помпой было объявлено о старте продаж в жилом комплексе "Бель Виль". К 2009 году застройщик обанкротился, строительство было остановлено на этапе бетонных коробок и вяло текло еще пару лет под ворчание правительства Ленобласти. К тому времени в жилье уже вложился не один десяток семей. 

В 2011 году дольщики провели экспертизу. Петербургская компания "Центр оценки РОСЛЕКС" оценил степень достройки на уровне 85%. Не хватало как бы малого: магистральных инженерных коммуникаций, монтажа инженерных систем внутри дома, выполнения фасадных работ и благоустройства территории.

Семья Елены Низковской заплатила семь миллионов рублей за квартиру площадью 165 метров в пятиэтажном доме №1 по улице Круговой в деревне Глинка. После проведения экспертизы она обратилась в Тосненский городской суд с иском о признании "права собственности на объект незавершенного строительства". Это понятная схема, после которой дольщики сами ищут деньги на достройку объекта. Фемида это право признала. За этим последовала череда арбитражных тяжб, после которых компания-застройщик окончательно "скончалась".

В 2015 году дольщики обратились в тосненский отдел Росреестра по Ленинградской области с просьбой зарегистрировать право собственности. Но ведомство отказало, сославшись на то, что это невозможно сделать с объектом, не поставленным на кадастровый учет. Дольщики проверили и обнаружили, что, согласно выписке из Единого государственного реестра, строительство дома завершено еще в 2012 году, а кадастровый номер есть как у дома, так и у квартир. Но каждому из вложившихся было доподлинно известно: с момента остановки строительства к бетонным коробкам никто не приближался.

По словам Елены, когда 19 мая она пришла в МФЦ в очередной раз подавать документы на признание права собственности на недостроенный объект недвижимости, ей сообщили, что дом достроен и имеет кадастровый номер. "Я, конечно, удивилась. Просто чудеса. Документы у меня приняли, но пообещали, что вопрос решится не скоро. Самое интересное, что, по всей видимости, мы одни такие", - отметила Елена.

47news на месте убедился, что до окончания строительства не то чтобы очень далеко, но не близко, это точно. Выписка от 30 мая нынешнего года, заказанная редакцией, увиденному  противоречит.

фото 47news

Глава администрации Тосненского района Владимир Дернов ответил на историю недоумением. "Не знаю, как это могло произойти. По коттеджам мы там помогали людям, но как недостроенный многоквартирный дом мог быть зарегистрирован в Росреестре как достроенный, я понять не могу", - ответил чиновник.

В комитете государственного жилищного надзора сообщили, что информации по этому объекту вообще нет и никогда не было. "На место мы не выезжаем. Застройщики нам сами приносят пакеты документов. Но у многих они не в порядке — нет техусловий, экспертиз. Поэтому до нас сведения могут не доходить", - ответил собеседник в комитете.

Бывший глава администрации Федоровского поселения Александр Николаев иного мнения о том периоде. "Взаимодействие было постоянное. Когда пошла волна жалоб на недострой, постоянно какие-то комиссии приезжали, документы у нас запрашивали. Какие-то из недостроенных коттеджей были сданы, но как там было с многоквартирными, уже не помню", - рассказал Николаев.

Бессменный глава поселения, председатель совета депутатов Родион Ким заявил, что пакет документов с фальсифицированными данными из администрации уйти не мог. "Николаева я, в конце концов, выгнал, но то, о чем вы говорите, — исключено" - уверен Ким.

С бывшим менеджментом "Павловского Посада" связаться не удалось.

Новый руководитель Росреестра Ленобласти Игорь Шеляков проверил данные дольщиков и 47news касательно недостроенного, но зарегистрированного как сданный, дома в деревне Глинки. По его словам, информация нашла подтверждение в полном объеме. 

- Мы разобрались. Объект поступил к нам в 2013 году в рамках передачи полномочий Бюро технической инвентаризации (БТИ) к Росреестру. Оцифрованную информацию загрузили. Естественно, проверить ее не было возможности, это были тысячи объектов.

- А с новыми объектами что происходит? Вы проверяете данные? - удивился 47news.

- Если приносит застройщик, то проверяем. Если пакет документов приходит от муниципального образования, то нет. У нас же государство снимает административные барьеры, а так получится, что мы будем перепроверять муниципалов и тратить на это время.

Строительный вице-губернатор Михаил Москвин на вопрос о перспективах обманутых дольщиков из деревни Глинки ответил расплывчато. "Они были у меня на приеме пару недель назад. Комитету строительного надзора поручено найти пути решения вопроса. Недели через две они должны отчитаться. А вообще, бардак с этим Росреестром", - проявил эмоцию чиновник.

Отметим, что в списке проблемных домов, который есть в распоряжении редакции, объектов, недостроенных "Павловским Посадом", нет.

Официально, в Ленобласти по федеральным лекалам немногим более 200 обманутых дольщиков. По региональным порядка семисот. "Но это настолько условные цифры, что приводить их в серьезном разговоре смешно. Настоящую цифру вам никто и никогда не скажет, самоубийц нет. Просто вспомните пару проблемных "муравейников" в Кудрово или Мурино. Только пара таких может потянуть тысяч на пять-шесть человек. Но формально они еще обманутыми не признаны", - отметил знакомый бизнесмен от строительства.

- Есть предположение, что таких недостроев, занесенных в реестр как готовые объекты, не один и не два. Возможно, дело в том, что количество обманутых дольщиков и недостроенных объектов сильно портит рейтинг региона в федеральном центре. А на любые рейтинги наше руководство реагирует болезненно, - отметил один из собеседников в правительстве Ленобласти.