Обрушившуюся в Мурино школу откроют не раньше 2018 года. О выводах так рано не говорят, но строительный вице-губернатор Москвин заметил хлипкие балки. Предотвратить подобные трагедии не смогут, даже если захотят. Слишком много бумаг и слишком общая ответственность.
 
Спустя пять дней после обрушения школы в Мурино Всеволожского района стало известно, что её ввод в эксплуатацию откладывается до будущего года. Точнее, официальная версия чиновников из строительного блока правительства Ленинградской области гласит, что двери нового здания откроются уже в ноябре. Однако собеседник 47news в администрации Всеволожского района сообщил, что раньше 1 января 2018 года "и думать об этом не стоит".

По словам вице-губернатора по строительства Михаила Москвина, причины произошедшего будут ясны только через две недели, когда закончится работа правоохранительных органов. Между делом, в ходе беседы он добавил, что выезжал после ЧП на объект и заметил, что так называемые фермы (в простонародье их именуют "балки"), сложившиеся вниз, были дополнительно укреплены. То есть, можно предполагать, что строители уже давно подозревали, что конструкция не выдержит.

После инцидента, который, с учётом гибели человека, можно назвать трагедией, специалисты комитета государственного и строительного надзора проверят строящиеся образовательные объекты. Всего на территории региона их двадцать штук. Судя по сообщению пресс-службы Москвина, "отдельное внимание будет уделено тем зданиям, где проектами предусмотрены похожие решения по возведению кровли над большими залами, что и в муринской школе - таких в регионе три-пять объектов".

Впрочем, запуск этой логичной и формальной процедуры вовсе не означает, что подобные случаи не повторятся. С помощью вице-губернатора Михаила Москвина 47news проследил цепочку, которую проходят строители до того, как любая школа в Ленобласти откроет двери для первых учеников.

Государство, что естественно, предъявляет серьёзные требования к застройщикам, намеревающимся возвести образовательное учреждение. Сбор проектных документов занимает около года. За это время девелопер должен получить разрешительную документацию, которая включает в себя право на земельный участок, а также градостроительный план, в котором прописывается возможность строительства на этой территории.

Проект будущего здания проходит экспертизу, которую может сделать как государственная, так и не государственная организация. После этого наступает черёд сбора документов для выдачи разрешения на строительство. Основным из списка является "положительное заключение экспертизы по проектной документации". Под ним должны поставить подписи двенадцать специалистов, в списке которых есть конструкторы, пожарные и остальные. Помимо него, нужно принести ещё шесть пакетов документов, включающих в себя градостроительный план и схему территориального планирования. Там всё проще — по одной-две подписи.

Собственно, разрешить строительство должен председатель комитета государственного и строительного надзора. По закону, у него есть на это десять дней. Никто не скрывает, что за это время проверить документацию можно только по формальному признаку, то есть на уровне - не поддельные ли печати. До абсурда, когда переподтверждаются заключения нижестоящих специалистов, конечно, не доходят, потому подпись главы ведомства ставится, если комплект документов полный.

Собеседники 47news в строительном блоке настаивают, что "прошли те времена, когда за каждую бумажку платили, и всё собирается более-менее честно". Проблему же там видят в том, что после получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию отношения с надзорной инстанцией практически прерываются. Фактически, девелоперская компания после этого получает право заниматься объектом, но не обязанность.

Госстройнадзор, конечно, проверяет объекты, причём на семи этапах, к примеру, при заложении фундамента, установки кровли. Нюанс в том, что сличение идёт по визуальному признаку, то есть разбираются, грубо говоря, не в самих конструкциях, а в том, насколько внешне они соответствуют проекту. Конечно, если железную трубку вдруг заменили на пластиковую, это проверяющие заметят, однако совершенно не факт, что нарушение будет заметным зрительно, к тому же совсем не обязательно, что расхождения успеют заметить.

Видимо, именно это и произошло в Мурино, ведь инструментальный анализ там не проводился, а рабочие, видимо, понимая, что балки не долговечны, пытались их подкрепить дополнительно. Так что, как это ни странно звучит, ответственность за контроль над строительством, лежит не на государстве, а на девелоперах.

− Каждый кирпич никто не проверяет, да это и невозможно. Нельзя следить за следящими, - добавили нам.

Кстати, почему-то у петербургского госстройнадзора получается следить за своими объектами гораздо лучше, чем у областных коллег. Так, по данным за 2016 год, было выписано 693 штрафа на общую сумму 32,5 миллиона рублей. Это при том, что количество подконтрольных объектов в двух регионах примерно одинаковое, около 1000 единиц. В Ленобласти же штрафов выписали 114 штук на общую сумму 8,3 миллиона рублей.

Вице-губернатор Москвин же полагает, что эти цифры ни о чём не говорят.

− Никакого подвоха в этих цифрах нет. У нас в комитете работает 40 человек, а у них - 200. К тому же, штрафы сами по себе не являются показателем эффективности работы, может, у нас каждый штраф по 50 тысяч рублей, у них по 500. А вот что действительно можно по этим цифрам понять, так это то, что мы предъявляем больше требований к строителям, следовательно, мы занимаемся профилактикой, а не лечим болезнь, - философски объяснил он.

− Вы это всё прямо сейчас придумали или кто-то до вас?

− Это мой принцип ещё с 2012 года, когда начал руководить госстройнадзором.