Десятки тысяч старых шпал РЖД уже вспыхнули в Ленобласти. Местные бизнесмены предполагают — пожар не последний. Они видят схему освоения сотен бюджетных миллионов. Ну, а ignis и значит - огонь.

Казалось бы, самый бесхлопотный вид бизнеса — сдача в аренду земельного участка, но он может грозить бизнесменам массой неприятностей: от серьезных убытков до уголовных перспектив. Для этого достаточно заключить сделку с успешной компанией с многомиллионными контрактами от РЖД. В подобную ситуацию попало лодейнопольское ООО "Балтик Трейд", владеющее 6 тысячами квадратных метров земли в местной промзоне.

Как рассказал 47news помощник руководителя фирмы Владимир Филатов, в 2015 году компания сдала территорию в аренду ярославскому ООО "Игнис" для хранения использованных шпал. Эта фирма имела целый ряд контрактов с РЖД на их обезвреживание и утилизацию и намеревалось опиливать старые шпалы, а затем продавать их сердцевины в Прибалтику в качестве деловой древесины. С учётом того, что в 2013 году контракты "Игниса" с железной дорогой предполагали выплату почти полумиллиарда рублей, дело выглядело более чем солидно.

"Поначалу они действительно привозили опиленные шпалы, но затем вся наша территория оказалась заполнена исходным материалом. Объясняли это неисправностью оборудования для опилки. Где-то через полгода "Игнис" попросил нас перезаключить договор на их новую фирму - ООО "Про Жильё". Пояснили, что им для бизнеса это очень нужно, так как фирму постоянно проверяют и они не могут нормально работать. Также пообещали привезти мобильную дробилку и перемолоть все шпалы в щепу. Ну, а затем просто перестали платить аренду и выходить на связь", - посетовал Филатов.

шпалы.jpg

К маю этого года ситуация выглядела так: долг по договорам аренды составил около двух миллионов рублей. На территории скопилось порядка 10 тысяч пропитанных креозотом шпал, относящихся к отходам 3-го класса опасности. Только их утилизация обойдется, как минимум, в 1,2 миллиона рублей, не считая расходов на транспортировку — это не менее 800 машин. Кроме того, часть шпал высохла и превратилась в пропитанную нефтепродуктами труху, летом - крайне пожароопасную.

Последнее обстоятельство, по мнению владельцев территории, особенно важно — в начале майских праздников в порту посёлка Никольское в соседнем, Подпорожском районе, вспыхнули 40 тысяч старых шпал РЖД. В порту назвали случившееся поджогом. Руководство "Балтик Трейда" считает, что складированием и этих шпал занимались структуры, связанные с "Игнисом". Впрочем, в пресс-службе Октябрьской железной дороги рассказывать 47news, кто именно размещал шпалы в порту, не захотели и отделались от журналиста просьбой официального запроса.

"Мы стали разбираться в ситуации сами и выяснили — это система. Группа лиц получает солидные деньги от РЖД на утилизацию, завозит шпалы на арендованную территорию, а потом их бросает и скрывается. В некоторых случаях шпалы ещё и сгорают, как это произошло, например, в октябре прошлого года на алтайской станции Арбузовка. Мы с большим трудом нашли офис "Игниса", хитро спрятанный в Москве. Руководство фирмы продолжило кормить обещаниями, потом стало предлагать какие-то мутные схемы: мол, мы вывезем шпалы, только вы сами погрузите их в машины. Как мы можем грузить чужое имущество — так ведь можно быть обвинёнными в хищении", - возмутился представитель собственника земли Филатов.

Гора пожароопасных шпал, расположенная в центре лодейнопольской промзоны, вызывает настороженность и у соседей "Балтик Трейда". В марте лодейнопольская прокуратура проверила место складирования  и привлекла к ответственности собственника участка. Следом приехал и областной Госэконадзор, правда, оштрафовавший на 100 тысяч рублей уже арендатора - ООО "Про Жильё". Кстати, нервозность арендодателя вполне понятна. Напомним, что когда при пожаре в пермском ночном клубе "Хромая Лошадь" в 2009 году массово погибли люди, в тюрьму отправился не только его директор, но и собственник помещения.

По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "Про Жильё" зарегистрировано в Смоленской области в 2013 году и совершенно ничем не примечательно. Другое дело - ООО "Игнис". Фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей и штатом сотрудников не более пяти человек была открыта в Ярославле в 2012 году. С мая 2015 года она принадлежит Александру Богомолову, руководит предприятием Виталий Суслов.

Незначительный размер компании не мешает вести успешный бизнес. В 2013 году "Игнис" заключил с РЖД семь двухлетних контрактов на вывоз и утилизацию шпал на общую сумму более 469 миллионов рублей. В 2016 году фирма попыталась повторить успех, но четыре её заявки на участие в закупках РЖД были отклонены. Зато в этом году дело пошло - "Игнис" подал уже шесть заявок на конкурсы по утилизации шпал и выиграл в трёх. Сумма заключенных контрактов превысила 121 миллион рублей.

Гендиректор "Игниса" Виталий Суслов беседовать с журналистом 47news отказался, сославшись на крайнюю занятость. Представитель компании Роман Корнилов, по словам Филатова, осуществлявший все взаимодействие с "Балтик Трейд", сообщил, что уже год не работает в "Игнисе", и даже не смог вспомнить про размещение шпал в Лодейном Поле. Мы не удивились, ведь Роман, наверняка, тоже очень занят, возглавляя компанию "Техно Строй", принадлежащую владельцу "Игниса" Богомолову.

Теперь с историей предстоит разбираться лодейнопольской прокуратуре и арбитражному суду, в которые недавно обратились собственники участка. Нам же остаётся заметить — в переводе с латыни слово ignis означает "огонь". Что, разумеется, забавное совпадение.