Чем меньше россиян в колониях, тем меньше сотрудников в охране. А всех освободившихся бросить на борьбу с экономикой. Так считает главный советник Путина по экономике Кудрин. 47news понял, что раньше было тяжело мышам, а сегодня задумались уже ежи.

Глава "Центра стратегических разработок" Алексей Кудрин 21 апреля призвал декриминализировать мелкие преступления.

"У нас сегодня за решеткой, в СИЗО, сидит более 600 тысяч человек. 200 тысяч человек их охраняют. Вместе с семьями тех, кто охраняет, можно сказать, что у нас более миллиона человек заняты в сфере охраны и сопровождения наказания. Мы считаем, что в условиях тех вызовов роста отсутствия дополнительной рабочей силы мы должны пересмотреть такую политику", — цитирует "Газета.ru" слова Кудрина на форуме в Красноярске.

Как известно, Кудрин именно тот человек, к которому прислушивается президент Владимир Путин. И если мнение будет услышано, заработают механизмы реализации. Начнется с аналитических записок с вариантами и последствиями. 47news решил сэкономить время и сжать смыслы.

Россия знает подход к использованию заключенных. Совпадение периода репрессий в СССР с периодом индустриализации вовсе не совпадение. Стране нужны заводы и пароходы, лес и руда. По доброй воле к черту в вечную мерзлоту люди не поедут, а если поедут, то за хорошие деньги. А денег не было, и времени туда же. Стратегическое решение обосновали "врагами народа". Ручейки из сотен тысяч контриков стали разъезжаться по ж/д артериям. Это была свое рода рабовладельческая экономика. 

Охранники же были полурабами. Нередко, когда на берега Лены или Индигирки высаживали несколько тысяч зэков и сотни вохровцев, то через полгода, когда начиналась навигация, находили их вымершими вместе. Но они что-то успевали построить. На их место бросали новые этапы.

Без этого индустриализация таких темпов не набрала бы.

Тогда же началось строительство Байкало-Амурской магистрали. До войны не сдюжили. БАМлаг расформировали, а на его базе создали несколько исправительно-трудовых лагерей. После смерти Сталина в 53-м - дело и вовсе зачахло. Но в начале 70-х про БАМ вспомнили. Ресурс из заключенных был, но не сопоставимый необходимому. А в газетах БАМ назвали всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Время рабов ушло, просто так люд в телогрейках уже сгонять было невозможно.

Советскому государству в определенном смысле повезло. В 70-е хулиганство приобрело массовый характер, и не только в Москве. Своего рода демографические последствия безотцовщины. И вновь на интересы экономики бросили Уголовный кодекс. Верховный совет ужесточил наказание. Так, за пару административных мелких хулиганок в течение года бузотеров автоматически привлекали к уголовной ответственности и на год-полтора отправляли махать кайлом.

Все же это уже были времена вегетарианские.

Сегодня, после заявления Кудрина, 47news прикинул, кто в эти дни за решеткой. Конечно, не без помощи наших собеседников в региональном УФСИН. Получилось предсказуемо.

Начнем с больного - наркоманы и их дилеры. Денег на лечение первых понадобится больше, чем на содержание всего ГУФСИНа. Вторым нужен доход со 300-процентной прибылью. В качестве мобилизационной силы для экономики эти граждане сомнительны. Либерализация уголовного кодекса для этой категории вряд ли встретит понимание граждан. Мы бы сказали даже обиднее: "Дайте хоть их семьям отдохнуть".

Мигрантов на свободе вроде достаточно для выполнения низких работ. Те, которые в колониях, сидят в основном за разбой, изнасилования и убийства. Смягчать наказание по эти составам не представляется разумным, а всех высылать опять затратно.

Третий - самый малочисленный ряд. Это профессиональные преступники. Воры, угонщики, шулеры. Эти тяжелее кошелька в руки ничего не возьмут, да и не скрывают этого. Кстати, здесь они намного честнее госслужащих, но это мы отвлекаемся.

Кто за бытовуху по пьянке и зарезанную жену, теоретически годны. Но от маргинального образа жизни еще лечения не выдумали. Так что вряд ли они вдруг станут инновационной силой.

Вроде шанс есть у последнего крупного сообщества - белых воротничков. Они в камерах по ставшей ныне брендом части 4 статьи 159 УК РФ - "мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере". В этой же колоде те, кто за сел за взятки. Во всяком случае, они смышленые. Они социально не опасны. За каким бесом их вообще арестовывают? И вот тут есть вариант. Он работает по-соседски - верни сколько утащил.

Но сразу – придуманные многократные штрафы не работают. Ни один "дневной губернатор" Михальченко за миллион долларов сотню таких же не отдаст. Об участковом, кто взял пятьдесят тысяч, а должен по закону быть оштрафованным на пять миллионов, и говорить скучно.

Представим себе, что 47news тоже сидит, но все-таки слушает Кудрина в Красноярске. Журналист бы встал и вместо вопроса рассказал бы анекдот.

- Мыши пришли к филину. Жалуются. Все их в лесу обижают. Филин и предложи, мол, отрастите иголки как у ежей. – Это как? – Я стратег, мое дело придумывать, - произносит наш репортер под недовольство зала.

Но Кудрин человек интеллигентный и спокойно так спрашивает: Молодой человек, вы это к чему?
- Просто вы мне напомнили филина, к которому пришли ежи и жалуются, что с ними никто не дружит. А филин и советует - так вы иголки сбросьте.

Виктор Смирнов,
47news