Новую гидроизоляцию в подземку Петербурга поставляет дама, защищавшая осужденных вместе с Путиным-Хамдамовым. В Ленобласти же, куда свозится грунт "Метростроя", её сравнивают со знаменитой шпионкой. Специально для чиновников 47news рассказывает, как увеличить сметы в десять раз.  

Новости о грунтах "Метростроя",  активно размещаемых в Ленобласти, заставили 47news посмотреть на их образователя. Мы взглянули на работу городских соседей и нашли капкан. И, кстати, одну из главных фигуранток событий хорошо знают в Ленобласти и даже сравнивают с легендарной авантюристкой.  

Капкан в технике

Начнём с инцидента, который случился пару месяцев назад на строительстве Фрунзенского радиуса петербургской подземки. По словам собеседника 47news в "Метрострое", в тот день сотрудники московского ООО "НефтеГазИнвест-Интари" (для простоты назовем ее "Интари") нагнетали за обделочное пространство шахты вентиляционного узла № 625 непроектный гидроизоляционный состав "Капкан". В результате, в шахте выдавило клиновидную вставку, соединяющую железобетонные кольца обделки.

Обычно за кольца тоннеля нагнетают водоцементный раствор. Цемент, заполняя все полости, затвердевает и перекрывает доступ грунтовым водам. Но с недавнего времени при строительстве метро решено использовать обезвоживающий порошок "Капкан". При взаимодействии с водой он её связывает, и полости в грунте заполняются сухой песчаной смесью. Адсорбат производится всё той же фирмой "Интари".

Техническая неполадка вряд ли бы заинтересовала 47news, если бы не нюанс. Наши собеседники утверждают — "Капкан" не справлялся.

"ЧП произошло из-за избыточного давления. Вода продолжала поступать, и вместо двух атмосфер рабочие подняли давление закачиваемого "Капкана" почти до шести. Вот вставку и вышибло", - рассказал специалист подземки.

По словам строителя, в отличие от затвердевшего цемента, закачанная порция "Капкана" способна связать только определенное количество воды. Если она продолжает поступать (что для петербургской подземки естественно), средство уже не работает — влага просто просачивается через песок, вымывая его. То есть, для обезвоживания необходима новая порция адсорбата  (и новая оплата, конечно). Так они и подсели на "Капкан". 

Ремарка: всё, что касается пространства за обшивкой тоннелей, специалисты называют тайной. Технологий, позволяющих точно определить количество закачанных туда материалов, просто нет. Но это так, к сведению.

"Этот "Капкан", как тяжёлый наркотик, вызывает временный эффект с последующим привыканием. Причём отказаться от него может и не получиться — нет исследований, как поведет себя это вещество, если за обделку продолжить нагнетать водоцементный раствор. Материал может не обрести прочность из-за обезвоживания. Дальше мы получаем риск размыва обделки и глобальную аварию с затоплением участка тоннеля", - посетовал один из метростроевцев.

Отметим, в пресс-службе ОАО "Метрострой" категорически опровергли информацию о ЧП в 625 вентшахте. Зато сообщили, что петербургский вице-губернатор Игорь Албин проведет совещание, на котором будет обсуждаться дальнейшее расширение использования "Капкана".

Капкан в финансах

Как выяснил 47news, сейчас "Капкан" уже используется не только на Фрунзенском радиусе, но и при строительстве Невско-Василеостровской линии, а также вестибюля станции "Улица Савушкина". Любопытно, что стоимость "Капкана" - в 95 раз выше, чем цемента. Так, средняя цена тонны цемента — чуть более 3 тысяч рублей, а тонны адсорбанта - около 282 тысяч. Конечно, его требуется меньше, чем цемента, но в итоге смета всё равно сильно увеличивается. Например, только за работы на Фрунзенском радиусе бюджет уже заплатил "Интари" в десять раз больше, чем планировал изначально (почти 43 млн рублей, вместо 4,8 млн). 

Капкан в лицах

Главным сторонником "Капкана" со стороны заказчика выступает зампред комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного (КРТИ) Михаил Цалко. Именно он 3 февраля подписал протокол техсовета, решившего использовать адсорбант на станционном комплексе "Ул. Савушкина", отнеся все затраты к статье "непредвиденные работы".

Собеседники 47news в КРТИ отмечают, что с приходом в комитет Цалко протоколы заседаний техсоветов подписываются не комиссией, а лично зампредом. Ранее разрешить использовать "Капкан" без заключения аккредитованной лаборатории и многомесячного прохождения бумаг по инстанциям было бы невозможно.

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, ООО "НефтеГазИнвест-Интари" зарегистрировано в Москве в декабре 2011 года. Сейчас компанией с уставным капиталом 100 тысяч рублей владеют её директор Роман Зернов (25%) и Екатерина Яковлева (75%). Финансовые показатели фирмы неровные. Например, в 2014 году — это чистая прибыль в 5,3 миллиона рублей, а в 2015 — убыток на 4,2 миллиона.

Историческая зарисовка: в 2010 году Яковлева и Зернов состояли в учредителях общественного движения "В защиту прав подозреваемых, обвиняемых и заключенных под стражу". Среди прочих основателей замечена женщина с фамилией Медведева и некий Андрей Владимирович Путин. До 2004 года он звался Улукбеком Нарзиевичем Хамдамовым, а потом сменил фамилию и  стал представляться родственником президента.

Любопытно, что это мощное движение было ликвидировано через два дня после регистрации "Интари".

Мы же отметим, что Екатерина Яковлева в петербургском бизнесе использует образ женщины, близкой к самым влиятельным московским фигурам, включая могучих силовиков. Ну, и ещё к столпам православной церкви.

По сведениям 47news, "Интари" в петербургское метро привёл экс-сотрудник Дирекции транспортного строительства (ДТС) Дмитрий Углов. В приватных беседах он тоже называл Яковлеву своей влиятельной покровительницей, а чуть позже, в августе прошлого года, попал под арест за взятку.

Любопытно, но Екатерина Яковлева хорошо известна и в Ленобласти. Лет 12 назад она работала при администрации престижного Юкковского поселения Всеволожского района. "Это настоящая торпеда — решала любые вопросы, связанные с золотой юкковской землёй. Ну, а потом вскрылась такая запутанная история с финансами, такие интриги, что можно писать детективы. Знаменитая Мата Хари просто отдыхает", - поделился воспоминанием участник тех событий.

Капкан в словах

Имеющийся в редакции мобильный Екатерины Яковлевой отвечал лишь долгими гудками. Директор и совладелец "Интари" Роман Зернов трубку снял, но сообщил, что находится на совещании и просил перезвонить позже. Затем его телефон уже не отвечал. Просьба передать номер журналиста Яковлевой пока также не принесла результатов.

В свою очередь зампред петербургского КРТИ Михаил Цалко усомнился в способности журналистов понимать технические детали. Правда, инцидент на 625 вентузле, в отличие от "Метростроя", подтвердил, назвав его незначительным.

"Вам говорят, что я лоббирую "Капкан". Пусть так. Это хороший материал, который справляется там, где много воды, где не справляются другие средства. Например, он спас работы на станции "Улица Савушкина", где экскаваторы просто утопали в грязи. Да, он дороже. Но его не сыпят просто так и используют ограниченно там, где это нужно", - рассказал он.

Впрочем, говорить о затраченных на "Капкан" бюджетных средствах Цалко отказался.

Артем Шалякин,
47news