Жителям Мурино Всеволожского района объяснили из Москвы, что они живут в аду. Там настолько много мусора, что людям придётся протестовать, а строительному вице-губернатору Москвину — убирать. Так было и в СССР, при расселении бараков. Но тогда это было под музыку Шостаковича, а не под критику сетей.

Московский блогер Илья Варламов в воскресенье, 2 апреля, выводит жителей посёлка Мурино Всеволожского района на пикет. Общий смысл протеста заключается в недовольстве внешним видом территории, вечными свалками, мусором, которые, в свою очередь, появились из-за нескончаемых строек.

В конце января он же, напомним, назвал Мурино худшим районом для проживания из-за бесконечных муравейников, не подкреплённых инфраструктурой. Теперь он собирается бороться против отсутствия парков и скверов, плохой уборки и застройки зеленых зон торговыми павильонами.

- Если вы вдруг купили квартиру в аду, приходите, - призывает Варламов.

Внимание к пригородам Санкт-Петербурга привлечено, конечно, не благодаря грязи на улицах, а из-за массового спроса на квартиры. Из-за более привлекательных цен квартиры здесь покупают по большей части петербуржцы, ведь есть разница, купить однушку в черте города за 3-3,5 миллиона рублей или за 1,8-2,5 миллиона, но за его границей.

Нередко здесь можно встретить дома, количество апартаментов в которых достигает двух-трёх тысяч. Студии площадью до 25 квадратных метров давно называют пеналами из-за их прямоугольного вида, и таких на этаже может быть до двадцати. Собственно, "ад" возникает именно из-за этого, ведь такое количество людей не может беспроблемно делить общее пространство, коим являются как лестничные клетки, так и дворы и парковки.

На этом фоне возникают ассоциации с аналогичным творением советских времён — хрущевками. Мэр Москвы Сергей Собянин, как известно, объявил о программе их сноса, и, судя по решительному настрою столичных властей, эта идея имеет шансы воплотиться в жизнь. Он это может себе позволить, ведь его предшественник, Юрий Лужков, покончил с советской очередью на улучшение условий ещё к началу 2000-х. В Санкт-Петербурге, к примеру, та же очередь тянется с 1985 года, потому одним из его вторых имён является "столица коммуналок".

Всё это даёт основания полагать, что жители Северной столицы сдаются в густозаселённые пригороды не от хорошей жизни. Точно так же, как не были похожи на дворцы раздаваемые в середине шесятидесятых квартиры.

Однако, если присмотреться к советской хронике и послушать воспоминания старших поколений, выяснится, что тогда никто не роптал. Наоборот, переезды воспринимались как счастье, ведь люди наконец покидали бараки, общежития и коммуналки. Самые милые эмоции, которые только можно передать, есть в музыкальной комедии 1963 года выпуска под названием "Черёмушки". Это район Москвы, который был первым, в рамках эксперимента, застроен домами нового типа.

Герои, обходя полученную жилплощадь, буквально обнимают стены и воспевают всё словами: "Вот и вешалка наша, вот и комната наша, вся квартира наша ... наши окна, наши двери, вся квартира наша...".

После военной разрухи и предшествовавшего ей массового переезда из деревень в города культ собственности в стране был возведён в абсолют, и миллионы советских рабочих готовы были убиваться на вредных предприятиях ради обретения недвижимости. По сути, современная ипотека, только темпы выплаты были быстрее. За первые девять лет реализации постановления от 1954 года ЦК КПСС "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства" было выдано жилье 54 миллионам жителей СССР, то есть трети населения страны.

Дома с малогабаритными типовыми квартирами строили в рекордные по нынешним временам срокам — за 102 дня. Притом исторически известно, что архитекторы опирались на разработки французских коллег, которые просчитали, как построить здания с наименьшими затратами, ещё в 30-х годах. На человека полагалось 9,5 метров, но так как не обременённому партийным статусом человеку получить квартиру на одного не представлялось возможным, давали на семьи, и самая маленькая имеет площадь 30 метров.

Это сейчас вспоминают, что к Олимпиаде в Москве от хрущевок не должно было остаться и следа, а тогда никто не спорил с пятиметровой кухней и отсутствием звуко- и теплоизоляции.

Так что нынешние переселенцы во всеволожский ад, каким видят его из Москвы, меняют свои общаги, коммуналки и квартиры с родственниками на собственное жильё примерно с тем же чувством, что в середине прошлого века - обладатели хрущевок.

Мусор, конечно, был и тогда, точно так же, как же и проблемы с детскими площадками и прочим. Разница, наверное, только в том, что раньше государственная пропаганда позволяла себе только хвалить, а сейчас каждый имеющий возможность влиять информационно на толпу высказывает собственное мнение.

Региональные власти так возмутились московской критикой областной жизни, что выпустили артиллерию в виде вице-губернатора по строительству Михаила Москвина. Он собирает строителей на субботник в воскресенье, и вместе они будут убирать мусор.

Кстати, 47news выяснил, что чиновнику зря испортили выходной день. Один из наших коллег с "Фонтанки.ру" тоже живёт в одном из муравейников Всеволожского района. Петь, как герои фильма "Черёмушки", он не умеет, зато записал видеообращение. Смысл его прост: "квартира маленькая, зато моя".

Юлия Гильмшина,

47news