Сердце первого строящегося энергоблока ЛАЭС должно забиться уже в этом году. Пока систему 72 дня испытывают на прочность. А 47news воспользовался последним шансом посмотреть на самый защищённый реактор в мире. И притом изнутри.

На Ленинградской атомной станции (ЛАЭС) готовы приступить к стадии холодно-горячей обкатки систем первого из четырёх новых энергоблоков. Чтобы было понятно неспециалистам, объясним — после горячей обкатки реакторной установки объект примет под свою охрану национальная гвардия, после чего на него завезут ядерное топливо.

Уже в этом году должен состояться физический пуск энергоблока, затем включение его генератора в сеть, а в 2018 блок должен быть сдан в промышленную эксплуатацию и полностью заместить выбывающую мощность старого первого блока с реактором РБМК. Но, как не без сентиментальности говорят энергетики, загрузка кассеты с топливом в реактор — словно первый удар его сердца.

Вид сверху на реактор ВВЭР-1200

Отметим: замещающие энергоблоки ЛАЭС стали первым проектом нового строительства в отечественной атомной энергетике за последние 20 лет. Задача строителей - поочередно заменить четыре прежних энергоблока атомной станции, срок эксплуатации которых подходит к концу. Строящиеся блоки оснащаются принципиально новыми реакторами ВВЭР-1200. Такие энергоустановки специалисты Росатома уже запустили на АЭС в Китае и Индии. Первым в России в конце прошлого года достиг проектной мощности ВВЭР-1200 на Нововоронежской АЭС-2. Эти реакторы не только в разы безопаснее, чем сейчас работающие на ЛАЭС реакторы РБМК-1000, но и на 200 мегаватт мощнее. То есть к 2026 году, когда все четыре новых энергоблока будут введены в эксплуатацию, ЛАЭС получит дополнительные 800 мегаватт мощности, что вполне соответствует намерениям руководства станции увеличить долю энергообеспечения Петербурга и Ленобласти с 50% до 75%.

Как утверждают в Госкорпорации "Росатом", главный принцип при строительстве атомных станций — их безопасность. Как рассказал 47news заместитель главного инженера строящейся станции Александр Беляев, до 40% затрат на сооружение новых блоков приходится именно на системы безопасности. "Четыре дублирующих друг друга активных канала систем безопасности — такого нет ни на одном реакторе, ни в одной стране. Ну а об уникальных пассивных системах, таких, как ловушка расплава активной зоны и системы отвода тепла из-под оболочки реактора и от парогенераторов, мы уже рассказывали неоднократно",- отметил он.

Сейчас, говоря о безопасности, атомщики чаще вспоминают аварию 2011 года на японской АЭС "Фукусима", нежели знаменитую чернобыльскую. Напомним, что в отличие от "Фукусимы", где ЧП произошло из-за землетрясения и последовавшего за ним цунами, причинами аварии в Чернобыле считаются недоработки в конструкции одноконтурных реакторов РБМК старого типа и некорректные действия персонала. Все это неактуально для двухконтурных реакторов ВВЭР с их совершенно иной конструкцией. Впрочем, "Фукусима" ЛАЭС тоже не грозит.

"В нашем случае сценарий "Фукусимы" исключён. Реактор защищён двойной защитной оболочкой — наружной и внутренней. Внутренняя обеспечивает герметичность реактора при всех режимах работы, включая аварийный. Что же касается внешней оболочки, то она способна выдержать даже такие необычные для нашей климатической зоны факторы, как землетрясение, ураган и смерч. Конструкция выдерживает падение самолёта и взрыв большой силы. Ни одна из действующих атомных станций мира не оснащена такой конфигурацией систем безопасности",- уверен заместитель начальника реакторного цеха станции Александр Бесчастнов.

Сейчас на первом строящемся энергоблоке ЛАЭС монтаж оборудования практически завершён, проводится отладка всех систем, которых насчитывается более сотни. Затем начнётся холодная обкатка — специалисты проверят одновременную работу устройств при рабочем давлении и температуре. Разумеется, этот этап проводится без загрузки ядерного топлива, хотя "холодными" испытания можно назвать только условно. Так, температура воды при них составляет примерно 120 градусов Цельсия. Любопытно, что вода нагревается за счет тепла, выделяемого при работе мощных циркуляционных насосов.
Далее последует горячая обкатка — все системы энергоблока будут проверяться на нагрузки, в том числе, и внештатные. Например, циркуляционные насосы отработают 200 часов без перерыва, при температуре 260 градусов.

Специалисты проверят работу систем безопасности и будут имитировать различные сценарии. В частности, поднимут давление в системе на четверть выше нормы, запустят резервные электрогенераторы, остановят главные насосы. В общем, как говорят атомщики, энергоблок протестируют в ситуациях, в которых ему вряд ли придётся оказаться за все 60 лет предстоящей эксплуатации.

Всего за отведенные на испытания 72 дня специалисты проведут более сотни испытаний. Затем оборудование будет демонтировано и исследовано И лишь затем, после прохождения процедуры технадзора, можно будет приступать к загрузке в реактор топлива и подготовке физического пуска.

Артем Шалякин,
47news