В прессе развернулась острая полемика после публикации в финской газете Kainuun Sanomat о том, что первый президент России Борис Ельцин пытался в 1991 году продать часть Карелии Финляндии.


Издание утверждало, что тогдашний финский президент Мауно Койвисто решил, что цена за Карелию слишком высока и отказался ее покупать. Койвисто лично комментировать подобные утверждения отказался, и теперь жители Суоми гадают, упустила ли Финляндия свой самый большой шанс в современной истории или речь идет о масштабной провокации, пишут "Новые известия".


Речь идет о 10% территории республики - некоторых районах Карельского перешейка, включая Выборг, участке Ладожского озера с прилегающими землями и куске Заполярья с городом Петсамо (Печенгой), обеспечивавшем выход Финляндии к Баренцеву морю, передает NEWSru.


Как утверждает финская газета, в 1991-1992 годах "хаотическая" постсоветская Россия, нуждаясь в твердой валюте, была готова продать бывшие финские земли Хельсинки за сумму, которая сегодня соответствует примерно 13 миллиардам евро. Намеки об этом исходили от ближайшего окружения Бориса Ельцина.


В частности, якобы Геннадий Бурбулис, который в 1991-1992 годах был государственным секретарем и первым заместителем председателя правительства РСФСР, в январе 1992 года сообщил финскому руководству, что у Москвы "есть определенные соображения по поводу Карелии".


Посол России в Хельсинки также неоднократно заявлял, что "вопрос о границе отныне не является табуированным". Более конкретные предложения были сделаны лично президенту Финляндии Мауно Койвисто. Вероятность сделки казалась финскому президенту столь серьезной, что он создал секретную группу из десяти экспертов, которая, запершись на военной базе Сандхамн, вычисляла политические и экономические последствия возможного соглашения.


Специалисты, проведя анализ ситуации, посоветовали Мауно Койвисто ответить отказом на заманчивое предложение Москвы. По мнению экспертов, Финляндия могла "поднять" саму покупку территории, но национальная экономика не выдерживала бы стоимости восстановления запущенной инфраструктуры Карелии. Секретная группа экспертов пришла к выводу, что работа по восстановлению инфракстур и вживанию бывшей финской территории в состав Финляндии обошлась бы в 350 миллиардов финских марок.


По приблизительным расчетам, строительство дорог и других линий коммуникаций, а также восстановление домов (в Выборге, например, многие здания до сих пор несут следы минувшей войны) обошлись бы Хельсинки более чем в 70 миллиардов евро. Политически сделка также представлялась финнам опасной. Суоми стояла на пороге вступления в ЕС, и перекройка границы могла поставить барьер на пути в Объединенную Европу.


В свою очередь Геннадий Бурбулис опровергает сообщение финской прессы. По его словам, публикация в Kainuun Sanomat не соответствует действительности.