Потрясающую по важности находку сделали в минувшие выходные ленинградские поисковики из отрядов «Высота», «Рубин» и «Иван Сусанин». В ходе совместной экспедиции из болота под поселком Малукса были подняты обломки самолета, на котором, по мнению поисковиков, летал знаменитый ас, герой Советского Союза летчик Андрей Чирков. Об этом 47News рассказали в пресс-службе областного правительства.


Место падения самолета подсказали ребятам жители поселка, охотники Валентин Лемешев и Николай Родионов, которые долгое время сотрудничают с поисковиками Ленинградской области. При первом обследовании обломков стало ясно, что это самолет американского производства «Томагаук». Такие самолеты в годы войны поступали в СССР по поставкам ленд-лиза. Самолет упал на открытый участок болота, воронка полностью была затянута мхом. В предыдущие годы, со слов охотников, самолет уже кто-то пытался вытащить из болота. Багром и крючьями из болота были извлечены и с тех пор находились на поверхности обломки крыльев, хвостового оперения самолета, масляный радиатор.


Окрас авиационного дюраля был смешанный: во многих местах проступал первоначальный окрас самолета - пустынно-желтый, а поверх него - темно-зеленый. Возможно, что окрас самолета был «зимний», так как попадались обломки грязно-белого цвета. Были обнаружены две бирки: одна на обломках хвоста: Н-81-А1 № 294 L, 05-001, вторая бирка на посадочном щитке: Н-81-А № 272 R, 03-260.


Скорее всего, данный самолет относился к первой партии полученных по ленд-лизу американских самолетов «Томагаук» (экспортный вариант «Хаук» 81А-1). На Ленинградском направлении на первых «Томагавках» стали воевать с ноября 1941 года 154-й истребительный авиационный полк (ИАП), с декабря 1941 года – 159-й ИАП, с января 1942 года – 196-й ИАП.


Одним из выводов первоначального обследования места падения стало то, что, скорее всего, самолет разбился зимой 1941-1942 годов. Обломки самолета были сильно деформированы от удара об замерзшее болото. Тем не менее, основные обломки истребителя «прощупывались» специальным металлическим щупом на глубине более 5 метров.


Целью поисковиков при подъеме обломков самолета было установление обстоятельств его гибели и судьбы пилота. При подготовке к экспедиции поисковики провели большую аналитическую работы с архивными документами Центрального архива Министерства Обороны и пришли к выводу, что данный самолет мог относиться к потерям всего трех полков истребительной авиации Красной Армии. По документам ЦАМО в этом районе значились погибшими:


- пилот 196 истребительного авиаполка старшина Василий Воробьев, который на самолете Р-40 «Томагаук» № АК 516 (или АК 216) был сбит в районе станции Погостье 28 января 1941 года. Сумев спастись при падении самолета, он скончался в полевом передвижном госпитале и был похоронен в поселке Жихарево Ленинградской области;


- командир эскадрильи 196 истребительного авиаполка капитан Александр Каширин, который не вернулся с боевого задания 5 марта 1942 года на самолете  Р-40 «Томагаук»  № АК 273;


- командир звена 154 истребительного авиаполка лейтенант Лев Гельфенбаум, который погиб в бою 14 марта 1942 года в районе Погостье-Жарок на самолете Р-40 «Томагаук» № АК 188. Его тело было найдено и похоронено в деревне Прусская Горка Волховского района Ленинградской области;


- командир звена 154 истребительного авиаполка лейтенант Павел Кочерга, который не вернулся с боевого задания по прикрытию района Мыслино -Пупышево - разъезд Георгиевский – Волховстрой 16 февраля 1942 года. Свой последний воздушный бой он вел в районе станции Погостье Кировского района Ленинградской области на самолете Р-40 «Томагаук» № 489;


- пилот 159 истребительного авиаполка сержант Александр Илларионов, который не вернулся с боевого задания 15 марта 1942 года из района Малуксинский Мох, на самолете Р-40 «Томагаук» № 314;


- пилот 154 истребительного авиаполка младший лейтенант Николай Федоров, который не вернулся с боевого задания 15 марта 1942 года после воздушного боя в районе Пупышево-Погостье-Жарок, на самолете Р-40 «Томагаук» № 145.


Также в компьютерной базе данных общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области, составленной на основании архивных документов, значились три самолета потерянные в воздушных боях в этом районе, но пилоты этих самолетов смогли спастись и вернутся в полк:


- самолет Р-40 «Томагаук» № 478 из состава 159 истребительного полка, который 23 марта 1942 года был подбит в воздушном бою, а летчик лейтенант Кудрявцев выпрыгнув с парашютом, смог приземлиться в районе станции Погостье (погиб в марте 1944 года);


- самолет Р-40 «Томагаук» № 292 из состава 154 истребительного авиаполка, который 26 июня 1942 года был сбит в районе станции Малукса. Летчик самолета старший лейтенант Мармузов спасся на парашюте и вернулся в полк (погиб в сентябре 1942 года);


- самолет Р-40 «Томагаук» № 111 из состава 154 истребительного авиаполка, который 20 января 1942 года был потерян в районе станции Погостье. Летчик лейтенант Чирков, выпрыгнул с парашютом и вернулся в полк.


Говоря простым языком, поисковики, выдвигаясь в экспедицию, были не только хорошо подготовлены технически (гусеничный тягач, вакуумная помпа), но и хорошо снабжены документальными материалами по истории воздушных боев в этом районе.


И результат не заставил себя ждать: буквально на второй день экспедиции с глубины более 3 метров ребята достали сильно деформированную часть вертикального оперения (киля самолета) на котором был нанесен черной краской регистрационный номер самолета. Причем номер был написан просто кисточкой, скорее всего нашими техниками, без использования шаблона. На большом куске дюраля четко был виден номер АК 111.


Благодаря обнаруженному номеру самолета и проведенной кропотливой работе с архивными документами, поисковики установили, что данный самолет входил в состав 154-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского фронта. На этом самолете 20 января 1942 года в районе станции Погостье вел воздушный бой Андрей Васильевич Чирков, тогда еще лейтенант, который после этого боя остался жив и вернулся в полк, став в последствии одним из прославленных летчиков Ленинградского фронта и Героем Советского Союза.


И только вернувшись из экспедиции и просматривая документы и материалы, связанные с личностью Андрея Чиркова поисковики поняли, что ими обнаружен как раз тот самолет, на котором Андрей Васильевич совершил воздушный таран. Так, в одной из публикаций о Чиркове, говорится: «...20 января 1942 г. в бою над станцией Погостье в лобовой атаке лейтенант Чирков ударом крыла отбил плоскость неприятельского истребителя и выбросился с парашютом из потерявшей управление машины…». В других материалах, говорится о том, что Чирков таранил немецкий бомбардировщик.


Личность Андрея Васильевича Чиркова на Ленинградском фронте была известной и очень яркой. Именно Андрею Чиркову приписывают первую победу ленинградских летчиков в годы Великой Отечественной войны, которая к сожалению, пока не нашла официального подтверждения до сих пор.


Вот что говорится на сайте знаменитого Качинского авиационного училища о Чиркове, выпускником которого он был: «...Легендарный летчик-истребитель, герой защиты Ленинграда, А. Чирков был одним из лучших бойцов фронта, а позднее, возглавив полк, показал себя незаурядным командиром. Человек исключительной силы воли, он не раз проявлял ее в критических ситуациях...


Зимой 1939 г. при проведении тренировочных прыжков с парашютом при сильном ветре молодой летчик получил тяжелые травмы: перелом голени, разрыв мышечных тканей. Через несколько часов началась гангрена. Теряя сознание, он буквально вырвался с операционного стола, отказавшись от ампутации. Искусство врачей и молодой организм позволили превозмочь страшный недуг...

В первом боевом вылете во время советско-финляндской войны он был сбит во время штурмовки и в течение 20 часов (!) в 30-градусный мороз шел к своим через заснеженные пространства...


Летом 1944 г. его самолет был подбит зенитным огнем, и он выпрыгнул с парашютом над территорией, занятой противником. Пробираясь к передовой, пленил двух немецких военных связистов и вместе с ними пересек линию фронта.


Андрей Чирков родился 10 октября 1917 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После школы ФЗУ, работая электромонтером в трамвайном парке, окончил Днепропетровский аэроклуб. Здесь он установил рекорд продолжительности полета на планере. В 1937 г. комсомольская организация дала ему путевку в Качинскую военную авиационную школу.


23 июня 1941 г. он перехватил и, атаковав со стороны солнца, с первой атаки сбил Хе-111. Это был первый неприятельский самолет, уничтоженный в ленинградском небе. Через 3 дня он одержал свою вторую победу, вновь сбив "хейнкель" и подбив другой, который с дымом и потерей высоты ушел на запад.


В 1942 г. 154-й иап (с 22 ноября 1942 г. - 29 гиап), где сражался ст. лейтенант Чирков, был перевооружен на американские истребители "Томахаук".


В то время летчик часто летал в паре с Петром Покрышевым, будущим дважды Героем Советского Союза, вместе они уничтожили более десятка вражеских машин.


В январе 1943 г. после очередного перевооружения полка А. Чирков одним из первых освоил Як-7Б и в первом же бою на новой машине сбил 2 ФВ-190.


Весной 1944г. был назначен командиром 196-го иап.


Во время войны майор Чирков провел 420 боевых вылетов, лично сбил 29 и в группе 9 самолетов противника.


В 1949 г. уволился в запас. Почетный гражданин Ленинграда А. Чирков жил и трудился в этом городе. Умер после тяжелой болезни 10 сентября 1956 г. Герой Советского Союза (4.2.44).  Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями...».


Так закончилась еще одна экспедиция ленинградских поисковиков по местам погибших самолетов.