Дорожники Ленинградской области жалуются на УФАС, что на месяцы тормозит десятки важных конкурсов. Антимонопольщики отмахиваются — болтовня. А в 47news еще раз заглянули в скрытый мир госзакупок и увидели скромных, крупных и хитрых.

Защита конкуренции, которой занимается областное Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС), порождает массу побочных эффектов в невидимом для обывателя закулисье госзакупок. О некоторых аспектах огромного рынка — например о профессиональных жалобщиках, влияющих на многомиллионные конкурсы в пользу определенных игроков, 47news писал неоднократно. А теперь мы смогли взглянуть и на других интересных участников и оценить их влияние на результаты работы госструктур.

По-скромному

Сегодня, 1 марта, Ленинградское УФАС рассматривало жалобу московского ООО "Стопмобиль" на закупку, объявленную ГКУ "Ленавтодор". В результате Выборгский район Ленобласти едва не остался на неопределенное время без сотен новых дорожных знаков.

"Речь идёт об аукционе на сравнительно скромную сумму — примерно 5 миллионов рублей. Исполнитель должен установить 534 новых дорожных знака, провести демонтаж 78 устаревших и поставить 387 стоек для знаков. С момента объявления закупки компания "Стопмобиль" трижды обращалась к нам за разъяснениями, а затем всё-равно пожаловалась в УФАС, сославшись на неясность в закупочной документации",- рассказала 47news заместитель директора Ленавтодора Ирина Бондарева.

Антимонопольное ведомство признало жалобу "Стопмобиля" обоснованной, но предписания менять документацию и повторно проводить сбор заявок не выдало. В дорожном ведомстве вздохнули с облегчением - срок проведения закупки мог бы перенестись как минимум на месяц.

"И это было бы не в первый раз. Аукцион уже объявляли в конце прошлого года, но из-за жалобщиков были вынуждены перенести на этот. И нет гарантии, что и после очередных изменений не последовало бы новой жалобы. А ведь от этих знаков зависит безопасность движения",- посетовала Бондарева.

По-крупному

Если ООО "Стопмобиль" - микроорганизация с уставным капиталом 10 тысяч рублей и основным профилем деятельности "разработка компьютерного программного обеспечения", то ПАО "Ленгипротранс" - крупный игрок рынка проектирования с 80-летней историей.

Компания пожаловалась в областное УФАС на открытый конкурс по проектированию путепровода на станции Любань, стоимостью около 22-х миллионов рублей — заявка Ленгипротранса была отклонена, так как индекс деловой репутации фирмы конкурсная комиссия сочла нулевым.

Как выяснил 47news, в данном случае свою роль сыграли еще одни участники рынка — аккредитованные сертификаторы. "Индекс деловой репутации фирмы определяют компании, проводящие её аудит. По результатам они выдают ей соответствующий сертификат и заносят его в специальный реестр. Конкурсная комиссия проверяет деловую репутацию фирмы в этом реестре. Но выдающих сертификаты фирм много, они берут разные деньги за свои услуги и работают по-разному. В данном случае работа не была доведена до конца, и комиссия просто не обнаружила индекса в реестре",- пояснила Бондарева.

Жалоба была рассмотрена УФАС 28 февраля. Ведомство постановило заново рассмотреть заявки участников. "Странно, что УФАС рассматривает жалобу на оценку, вынесенную комиссией, а не на недочеты в конкурсной документации. В таком случае недовольная компания должна обращаться в суд. Тем не менее, мы вынуждены исполнять решение антимонопольщиков. Правда, предписания у нас пока нет — по регламенту, УФАС должно выдавать его за три дня, а на деле доходит до месяца. Вот и еще один конкурс откладывается", - вздохнула Бондарева.

Тут в Ленинградском УФАС возразили — мол, рассматривали не оценку, а действия комиссии, но это грань очень тонкая. В редакции 47news охотно согласились и решили не путать себя и читателей.

По-хитрому

Как рассказали в Ленавтодоре, есть на рынке госзакупок и совсем забавные игроки. Например, одна компания изготавливает шумозащитные экраны, но не занимается их установкой. Тем не менее, фирма подает заявку на соответствующий конкурс и начинает засыпать УФАС жалобами на его заказчика.

"Производитель экранов как никто другой знает нюансы подобной продукции, её слабые и сильные места. Из-за его жалоб конкурс зависает на месяцы, а потенциальные участники просто вынуждены идти к этому производителю и заключать с ним контракты на закупку именно его экранов. После этого жалобы в УФАС прекращаются. Такой вот цивилизованный рэкет. Совершенно не ясно, отчего закон разрешает подавать жалобы на закупки фирмам, которые сами в них не участвуют и даже не намереваются", - возмутился директор Ленавтодора Денис Седов.

По закону

В областном УФАС претензии дорожников всерьёз не воспринимают.

"Я эти разговоры слышу уже года полтора, не меньше. Есть 44-ФЗ, в нём все четко прописано. При размещении закупок Ленавтодору следует учитывать судебную практику и опыт, полученный в ходе предыдущих заседаний комиссий УФАС. А получается, что в 500-страничной конкурсной документации Ленавтодор раз за разом допускает одни и те же нарушения. Так что всё это - говорильня, призванная отвлечь внимание", - считает руководитель Ленинградского УФАС Александр Плетешков.

Отметим - за прошлый год Ленавтодор объявил около четырёх сотен закупок. Примерно пятая часть из них обжаловалась в УФАС с различным результатом. Но, в любом случае, суммарная задержка проведения закупок составила многие месяцы.

Артем Шалякин,

47news