Сборы на Выборгской таможне упали на 2 миллиарда. Возможно, перевозчики устали от простоев и уходят транзитом на другие посты. Но начальник таможни Ястребов анализирует надписи на подброшенном гробу. А 47news узнал, как терзать рисками импортеров.

Руководитель Выборгской таможни Александр Ястребов 10 февраля провел пресс-конференцию в Выборге, на которой сообщил, что перечисления в федеральный бюджет за 2016 год составили 23 миллиарда рублей. Но промолчал, что год назад ситуация была на два миллиарда приятнее. Если точнее, то за 2015 год в госказну из выборгской стороны пришло 25 миллиардов 282 миллиона рублей. Если в валюте, то сборы упали на 71 миллион долларов.

При этом, по данным Выборгской таможни, грузопоток в минувшем году практически не изменился и даже немного увеличился. Получилось, что товаров ввезено столько же, но денег стало меньше. Возможная причина в том, что импортеры открывают внутритаможенный транзит и едут растомаживаться не на терминалы Выборгской таможни, а на другие таможни региона или на Тверскую и Московскую. Это при том, что участникам ВЭД гораздо удобнее все сделать у границы и двигаться дальше без забот.

Почему импортеры стараются избегать выборгских таможенников, возможно, отвечает надпись на гробе, который накануне был подброшен Александру Ястребову.

Напомним, что рано утром девятого февраля дежурный Выборгской таможни на улице Большой Каменной в Выборге обнаружил перед входом гроб. На нем была прибита табличка с надписью: "Спасибо Выборгской таможне и Ястребову. В этом гробу перевозчики и таможенные брокеры Выборга. Даешь в 2017 году еще больше КТС, СПР и усилений".

Первое орудие таможенников — корректировка таможенной стоимости. Таможня не соглашается с ценой, заявленной импортером. К примеру, стул стоит 100 долларов. Пошлина с него 15%. Но таможня корректирует цену до 200 долларов и взимает пошлину с этой суммы. Есть условная корректировка, которую можно оспорить в досудебном порядке в течение 60 дней, предоставив подтверждающие стоимость документы. Процедура непростая и грозит издержками. А есть окончательная корректировка. Она, по практике, ниже в разы. Например, товар оценивается по окончательной корректировке в 20 условных тысяч, а по условной в полмиллиона. Это делается для того, чтобы принудить импортера "заплатить и забыть". Соответственно, выполнить план.

Кстати, как сообщается на сайте Северо-Западного таможенного управления, "плановое задание по перечислению денежных средств в федеральный бюджет выполнено на 100,52 процента". Это про те самые провальные 23 миллиарда. Эта цифра уйдет в Москву как достижение. Но есть нюанс. Несмотря на давление, многие импортеры борются с корректировкой таможни. Во многих случаях таможенникам приходится возвращать часть собранного. Учитывая мизерный перевес в сторону выполнения плана, статистический успех скоро может растаять.

Для тех перевозчиков, которые излишне часто не соглашаются с таможней в части корректировки стоимости, есть другие инструменты убеждения - срочный и целевой профили риска.

"Целевой профиль риска позволяет охватить целую группу товара. Например, лыжи и все разновидности лыж на протяжении определенного периода будут подвергаться мерам, которые указаны в профиле. Например, тщательный досмотр с перевешиванием всех артикулов. Разумеется, получив один раз счет от склада за такой досмотр тысяч на 150, перевозчик больше не приедет на Выборгскую с этими лыжами, пока действует это ЦПР. При том, что этот ЦПР можно использовать и как срочный - заехала машина, и выпустили ЦПР. И начались приключения", - объяснил на пальцах один из игроков рынка. 

Понятно, что при частом применении таких методов можно утомить даже самого честного импортера. "Можно ведь поставить партию на 10-процентный осмотр, а можно на 100-процентный. Это время. Таким образом, импортер несет убытки за простой, - отметил другой собеседник в среде таможенных брокеров и привел пример: Везет импортер светодиоды. Представляете, сколько их даже в одной коробке. Небольшая партия - это несколько миллионов штук. И на Выборгской таможне может появиться ЦПР на пересчет всего количества".

Как докладывал сам Ястребов, отчитываясь за 2015 год, целевых профилей рисков было утверждено "на 44% больше показателя прошлого года". Отметим, что в Выборгскую таможню полковник пришел весной 2015 года.

Еще один метод давления такой - таможня выбирает код для товара с более высокой пошлиной. С этим приходится соглашаться, иначе опять простой. Назначается также экспертиза и отбор проб. На ее проведение закон отводит месяц, что болезненно.

Как сообщили коллеги из издания ivbg.ru, на пресс-конференции Ястребов сказал по поводу гроба следующее: "...мы проанализировали. То, что написано на гробе, не соответствует действительности ...Мы в лице перевозчиков не такие плохие и не похоронщики". 

Если бы дело было на производственном совещании, 47news спросил бы: "Товарищ полковник, почему у вас все хорошо, а сборов на 2 миллиарда меньше, и импортеры бегут?" Мы задали этот вопрос (как и многие прочие) через пресс-службу СЗТУ, но ответа пока не получили.

Виктор Смирнов,
47news