Почти государственная "Транснефть-Балтика" спорит с Росприроднадзором по СЗФО. Надзор уверен: за экоущерб от незаконных врезок надо платить. Так в суды идут даже структуры, за которыми и министр энергетики Новак, и бывший министр МВД Рушайло. Но дело не в деньгах. 

После новогодних праздников Киришский городской суд Ленобласти рассмотрит иск ООО "Транснефть-Балтика" к управлению Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу. Компания пытается оспорить штраф за разлив нефти из незаконной врезки в магистральный нефтепровод. Цена иска не впечатляет - 50 тысяч рублей. Тем не менее, судебное разбирательство ведется из-за загрязнения нефтепродуктами земель лесного фонда рядом с деревней Бор Киришского района Ленобласти.

"Транснефть-Балтика" болезненно воспринимает информацию о причастности к разливам нефти в 47 регионе. На официальном сайте компании в уходящем году трижды появлялись релизы о том, что она не имеет отношения к загрязнению рек нефтепродуктами. Но с этим не согласны в управлении Росприроднадзора по СЗФО. В ведомстве считают, что "Транснефть-Балтика" виновна в разливах, так как не обеспечила должную безопасность трубопроводов. Фемида на стороне природоохранного госоргана — за пять лет "Транснефть-Балтике" ни разу не удалось доказать в суде свою непричастность к разливам нефти из незаконных врезок.

Примечательно, что, по своей сути, "Транснефть-Балтика" - компания с серьезным государственным участием. Она создавалась для строительства и эксплуатации более чем 5,5 тысяч километров магистральных нефтепроводов Балтийской трубопроводной системы.

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, "Транснефть-Балтика" через "Транснефть-Дружба" на 100% принадлежит ПАО "Транснефть" - российскому монополисту в сфере трубопроводного транспорта нефти и газа. По ее сетям перекачивается вся нефть и газ, добытые в России. В свою очередь, головная "Транснефть" почти на 80% принадлежит государству.

Председатель совета директоров "Транснефти" - главный строитель крымских подводных энергомостов, министр энергетики России Александр Новак. В совет директоров акционерного общества также входят исследователь Арктики и Антарктики, экс-депутат Госдумы и бывший член Совета Федерации Артур Чилингаров, бывший заместитель председателя правительства России с 1999 по 2002 год и полпред президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов. Ну, а вице-президент по безопасности в компании - экс-министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло, занимавший высокий пост с 1999 по 2001 год.

Выходит, орган власти в лице Росприроднадзора штрафует управляемую государством "Транснефть" за то, что нефтепродукты из нелегальных врезок в трубопровод попадают в воду и почву. На первый взгляд, именно "Транснефть-Балтика" - это главный пострадавший в истории с незаконными врезками. Компания не только теряет похищаемое дизельное топливо, но и вынуждена чинить трубопроводы и заниматься сбором разлитых нефтепродуктов. 

По аналогии с повседневной жизнью, получится примерно так же, как если бы квартирные воры при совершении кражи разбили в парадной стекла, а полицейские, придя к потерпевшему, потребовали бы у него эти окна застеклить.

Управление Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, которое возглавляет экс-военный и выходец из выборгской администрации Олег Жигилей, в уходящем году три раза наказывал "Транснефть-Балтику" за нарушение правил охраны опасных производственных объектов и причинение вреда природе. Специалисты ведомства выяснили, что нефтепродукты из нелегальных врезок попадали в реки Тигода, Тосно и Великая.

Впрочем, штрафы по меркам трубопроводной монополии смешны — от 30 до 50 тысяч рублей. Для сравнения в 2016 году, по данным СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль ООО "Транснефть-Балтики" составила 4,6 миллиарда рублей. Даже если бы Росприроднадзор в течение года безостановочно штрафовал компанию на 50 тысяч рублей за загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, "Транснефть-Балтика" смогла бы себе позволить оплачивать по 252 таких штрафа в день.

Вот только платить даже необременительные штрафы компания желанием не горит — почти все решения Росприроднадзора компания пытается обжаловать в судах. Здесь не экономика, а принцип. За пять последних лет юристы "Транснефть-Балтики" семь раз пытались обжаловать такие штрафы. Но пять раз суд встал на сторону природоохранного ведомства, два дела пока рассматриваются.

"Я неоднократно спрашивала, почему "Транснефть-Балтика" не может определить, где производится врезка. Мне ответили, что если произойдет взрыв на трубопроводе, они это заметят, а потерю небольших объемов нефтепродуктов фиксировать не могут", - говорит пресс-секретарь Управления Росприроднадзора по Северо-Западу Гульнара Гудулова.

47news предоставил "Транснефть-Балтике" возможность посетовать на рвение Росприроднадзора. По словам пресс-секретаря компании, на вопросы нашего издания даже были подготовлены исчерпывающие ответы. Но их нужно было согласовать с руководством, которое на рабочем месте отсутствовало, и в течение двух дней ответ на наш запрос одобрить так и не смогло. 

Ранее вице-президент ПАО "Транснефть" по безопасности Владимир Рушайло рассказывал СМИ, что территория Ленобласти стоит у него на особом контроле. Рушайло говорил: в 47 регионе создана группировка сил и средств по охране магистральных нефтепроводов

По подсчетам 47news, в уходящем году возбуждено более 40 уголовных дел по фактам незаконных врезок в нефтепроводы на территории Ленобласти. То есть, в регионе каждый месяц возбуждается по 3-4 дела, которые полицейские рассчитывают довести до суда. У пойманных врезчиков изъято больше 200 тонн дизтоплива.

Максим Дубовский,
47news