Власти Петербурга, стесняясь, объявили о росте тарифа на пассажирские перевозки на червонец. В Ленобласти цену либо заморозят, либо поднимут всего на два с полтиной. Но за счет кармана лукавых перевозчиков. К ним есть вопросы по разнице в бумажной и реальной длине маршрута.

В конце ноября коридоры одного из зданий правительства Ленобласти на улице Смольного, где располагается комитет по ЖКХ и транспорту, возможно, заполнит гомон недовольных бизнесменов-перевозчиков. Коммерсантов планируют собрать и сообщить пренеприятнейшее известие. Вероятно, многие договоры на обслуживание пригородных и межрайонных маршрутов могут быть пересмотрены. Они понимают - позовут не на пряники. Речь идет об изменении тарифа на тот или иной маршрут в одностороннем порядке. Всего перевозчиков в Ленобласти около семи десятков, крупных немногим более двадцати.  

Тариф утверждается для каждого маршрута после экономического обоснования, предоставленного перевозчиком. Тот собирает данные для паспорта маршрута, который затем попадает в реестр. Тариф утверждается на основе реестровых сведений либо комитетом по тарифам правительства Ленобласти, либо администрациями районов. Колеблется в вилке от 2 до 4 рублей за так называемый пассажиро-километр.

Приведем примеры с эквивалентной протяженностью.

Маршрут номер №126 "Светогорск-Выборг" длиной 55 километров. Стоимость проезда 220 рублей. Для этой линии установлен максимальный тариф - 4 рубля.   

Маршрут "Лодейное Поле — Алеховщина" протяженностью 50 километров, проезд стоит 110 рублей. Тариф близок к  минимальному — 2,2 рубля.  

В транспортном блоке правительства сообщили, что к 2016 году разброс тарифов по районам Ленобласти стал слишком велик. "А на пригородных с Петербургом маршрутах действующий тариф нередко превышает согласованный. К примеру, администрация района согласовала 4 рубля, а у перевозчика средний тариф четыре с полтиной и выше. Есть ощущение, что как минимум в трети районов тарифы обоснованы исключительно стремлением перевозчика получить рентабельность в разы выше нормативной (9,6% к затратам) и зарабатывать преимущественно на перевозке льготников", - сообщили 47news в транспортном блоке правительства Ленобласти.

Здесь надо объяснить, что областная казна возмещает деньги перевозчику за каждую поездку по льготному проездному. В год бюджет региона тратит на это примерно 1 миллиард рублей (надо отметить, что в эти деньги входит и скидка на проезд в электричках). Учет происходит по "Единым социальным проездным билетам" (ЕСПБ). Стоит такой 340 рублей, в месяц им пользуются примерно 130 тысяч человек. По ЕСПБ ездят как федеральные, так и региональные льготники, всего более шестидесяти видов. Других проездных, как, например,  "Подорожник" в Петербурге, в 47-м регионе нет.

Еще один нюанс. Когда тариф завышен, льготному пассажиру, по сути, все равно — за него в любом случае заплатит бюджет Ленобласти. А тому, кто платит полную стоимость, от лишних рублей становится не комфортно. Таким образом, происходит вымывание "платных" пассажиров, которым приходится придумывать иные способы добираться в искомый населенный пункт.

Борьбу с ростом тарифа в комитете финансов иллюстрируют арифметикой. Так, снижение тарифа на одну копейку дает экономию бюджетных средств (в части возвращения перевозчику) на сумму примерно 6 миллионов рублей в год.

Кстати, в Петербурге снижение нагрузки на бюджет в 2017 году тоже планируется. Но произойдет оно за счет жителей мегаполиса. Для тех, кто порой пропускает новости Петербурга, расскажем, что неделю назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, представляя депутатам проект бюджета на 17-й год, сообщил, что проезд в метро вырастет с 35 до 45 рублей, а в наземном транспорте с 30 до 40-ка.

В Ленобласти на 2017 год рост запланирован в среднем не более чем на 2,5 рубля. Там, где тариф достиг максимума, стоимость и вовсе планируется заморозить.

Говорят, что к перевозчикам скоро могут появиться вопросы еще по одному немаловажному пункту — протяженности маршрутов. Дело в том, что когда перевозчик обследует маршрут для сбора данных и составления паспорта, он может немного слукавить с расстоянием. Километров, например, на пять. На круг это миллионы на тарифе в будущем.

Правда, опрошенные перевозчики выразили удивление такой претензией. "Маршрут обследует комиссия. В ней обычно представитель комитета дорожного хозяйства, сотрудник ГИБДД, представители местных администраций и представитель перевозчика. Подписывается акт, в том числе и на протяженность", - сообщил один из опрошенных коммерсантов.
 
Зампредседателя комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк в ответ на наши вопросы рассказал лишь про планы.

“Возможно, будет введен новый алгоритм взаимоотношений с перевозчиками. Так, при рассмотрении заявки, возможно, будет проводиться экспертиза затрат и рентабельности маршрута. Тарифы с рентабельностью свыше 10% целесообразно обременять социальной нагрузкой. Например, проездными для школьников и студентов. Планируется также проводить проверки наполняемости рейсов, выполнения расписания и соответствия класса автобуса указанному в договоре. Обязательным условием согласования тарифа должно стать соответствие количества рейсов в расписании реальному пассажиропотоку, чтобы жители Ленинградской области ездили не в переполненных автобусах", - ответил чиновник.

Пока строятся планы, собеседники в правительстве называют ситуацию на рынке областных пассажирских перевозок - хаосом. "А хаос не наше кредо, хоть нам многие его и приписывают", - усмехнулся знакомый на Суворовском, 67.

Виктор Смирнов,

47news