Не по себе мне стало на этих праздниках в Эрмитаже. Все дело в главном художнике современной Бельгии – Фабре. Но он продержится до апреля. Так что все – в храм, а то там старинным портретам страшно. К ним искусственный зверь принюхивается.

В галерее немецкого искусства 16 века, где-то между портретами кисти Пенса и Кранаха, я заметил маленькую, сантиметров 10 в высоту, картинку с изображением кота. Причудливым, но явно не из эпохи Реформации. Пригляделся к табличке – Ян Фабр, Бельгия, 2016. Осмотрелся – сходные изображения распределились и между всеми остальными полотнами. На лестничной площадке в конце галереи наткнулся на птиц, нарисованных авторучкой на здоровом листе бумаги. Ну да, техническое помещение, бывает. Пара поворотов и вот они, большие голландцы. Тут и застыл.

image1(2).JPG

Это уже потом прочитал в сети, что Ян Фабр, чья выставка встроилась в историческую экспозицию Эрмитажа, считает себя большим поклонником Рубенса. Его мерцающие зеленым псы, кости, черепа и черно-фиолетовые пятна уверено заняли места среди полотен Ван Дейка, Гольциуса, старшего Брейгеля и прочих мэтров.

image3(2).JPG 47news

Поедающие попугаев велоцирапторы, чучела лебедей и зайцев у натюрмортов Снейдерса, чудаковатые колпачки на барельефах, подпирающие стопы вельмож эпохи казненного короля Карла I. Над идущим на казнь за грехи человечества Иисусом примостился синий квадрат, что ли.

image2(1).JPG

Подошел к исключительно серьезной смотрительнице.

- И надолго у вас это?

Та со вздохом: "До начала апреля". И добавила полушепотом: "Вы дальше посмотрите".

И тут же к посетительнице в наушниках: "Девушка, не трогайте руками барельеф". Спокойно так, разве что не с усмешкой. Я бы послушал, что было, если бы та рукой да до Рембранта, скажем.

А дальше и правда. Даже табличка с подписью под автопортретом Рубенса с сыном Альбертом скрылась под парой фиолетовых прямоугольников.

image4(1).JPG 47news

Сам первый живописец старой Голландии взирает со стены невесело. Показалось – робко улыбающийся паренек утешает отца: "Пап, да ладно, они же не серьезно". А тот в ответ: "Ох, сын, не знаю…"

Ощущение жутковатое. Постоял, обмениваясь взглядами с мастером, подумал. Ведь Фабр-то хорош на самом деле. Все эти контуры, угадываемые под определенным углом, да объемные черепа, несомненно, достойны выставки. Скажем, в музее современного искусства "Эрарта". В Манеже рядом с Исаакием. Да в отдельном зале того же Эрмитажа, с отдельным билетом. Купил, посмотрел на Фабра, пошел к египетским мумиям или в кафе, как душе угодно.

И мне не то чтобы жалко Эрмитаж – он и не такое видел. И кусающих губы бледных юнкеров с мосинками, и красных матросов подшофе, и падающих на бок блокадных хранителей. Уж Фабра с парой птеродактилей он точно переживет. Нет, мне и не нас с вами жалко.

Но ночами, ночами-то залы пустеют. И с полотен с ужасом переглядываются портреты. Сам не видел, но велоцираптор до утра бродит между ними, вытягивает шею, принюхивается, а когти его неприятно цокают по старинному паркету.   

Вообще, если не брать специалистов и школьников, то всех посетителей Эрмитажа можно разделить на две группы. Первая и огромная – это туристы. Здесь все просто: есть туристический город, а в нем есть главный музей, где взаправдашний турист побывать обязан. Лувр в Париже, музей Ватикана в Риме, галерея Уффици во Флоренции и так далее, по списку. Посещение музея-номер-один как галочка. Был в Париже? Фото у Эйфелевой башни, у пирамидки Лувра и на фоне розы Нотр-Дам. Был в Париже.

А вот вторая и маленькая группка – это товарищи вроде меня. В искусстве тоже мало понимают, но ходят за энергией. За квинтэссенцией времени – сотни полотен, виртуозно отпечатавших срезы эпох, до которых не добрался ни один фотоаппарат. Сотни предметов, которых касались тысячи давно исчезнувших людей. Недаром говорят – храм. Здесь связь времен ощутима физически, а вопросы о смысле бытия как-то не актуальны. Ну, пока не натыкаешься на велоцираптора, конечно.

Так вот и первая группа тоже покупает билет из-за Рубенса. Не из-за Фабра. Ведь идут они в музей-номер-один. А все музеи-номер-один делают Рафаэли, Микельанджело, Рубенсы и Хосе де Риберы. На Фабра мы посмотрим лет через 300.

Получается настоящий обман потребителя, как это ни иронично звучит. Зато пока можно в Рыцарском зале встретить человека-муравья.

image5.JPG

Или ознакомиться с коллекцией совиных голов. Как раз где-то между стюартовской Англией и Францией времен Генриха IV:

image6.JPG 47news

И человек я, вроде, не злой. А вот глядел на сов и что-то из "Игры Престолов" лезло. Мол, головы-пики-стены. Может, четыре года школьных курсов в Эрмитаже виноваты – привык его считать как бы своим.

Артем Шалякин,
47news