Поездка в Финляндию может обойтись автомобилистам в лишние 1100 рублей. В теории, Минтранс сделает платными пункты пропуска за границу. Их оснастят аналогом системы "Платон". А она непопулярна даже на Эльбрусе.

К концу следующего года проезд автомобилей и поездов через границы страны может стать платным. Как сообщила газета "КоммерсантЪ", Минтранс РФ хочет ввести плату за пользование пограничными пунктами пропуска транспорта для компенсации расходов на их реконструкцию, обустройство и эксплуатацию. На первом этапе платными предлагается сделать автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. При этом, по данным "Коммерсанта", министерство предлагает создать единого оператора взимания платы по аналогии с системой "Платон", взяв ее элементы за основу для введения нового сбора.

Напомним, система автоматического взимания платы с грузовиков с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн, проезжающих по федеральным трассам, начала работу с ноября прошлого года. В том числе, и на территории Ленинградской области. Внедряло "Платон" федеральное агентство "Росавтодор" совместно с проектом сына бизнесмена Аркадия Ротенберга Игоря и госкорпорации "Ростех" - компанией РТИТС. Таким образом, государство планировало пополнить фонд ремонта дорог на 35-50 миллиардов рублей.

С самого начала система "Платон" вызвала сильное негодование грузоперевозчиков, назвавших взимаемую плату "сбором Ротенберга". В результате система продолжила работать по тестовому тарифу — 1,5 рубля за километр. Однако с нового года она может быть переведена на работу по полной стоимости, в два раза превышающей тестовую.

Пункты пропуска через границу перешли в ведение Минтранса в феврале этого года после расформирования федерального агентства "Росграница". Видимо, оценив наследство, в министерстве пришли к неутешительным выводам - из 314 действующих пунктов пропуска, не более 20% соответствуют нормативным требованиям по техническому оснащению и санитарно-бытовым условиям. Порядка 200–250 пунктов нуждаются в реконструкции и модернизации. При этом, ремонт каждого встанет бюджету примерно в миллиард рублей.

Никаких данных о величине предполагаемого сбора в СМИ пока не попало. Известно лишь, что сбор для грузовых и легковых автомобилей будет разным, а грузовые поезда будут тарифицироваться по массе перевозимого груза. Для автоматического взимания платы с пересекающих границу предполагается создать компанию-единого оператора и, подобно системе "Платон", использовать рамки системы стационарного контроля и электронные бортовые устройства, подающие сигнал на списание средств со счета владельца транспортного средства при пересечении рамок. Как будут выдаваться бортовые устройства миллионам владельцев легковых автомобилей, совершающим частные поездки за рубеж, пока тоже не ясно.

Для Ленинградской области, на территории которой находятся сразу две пограничные полосы — с Финляндией и Эстонией, такое изменение сложно назвать незначительным. На границе с Финляндией Ленобласть имеет сразу три пропускных пункта: "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск". Если верить Минтрансу, их возможная реконструкция должна обойтись в три миллиарда рублей.

В редакции 47news попытались подсчитать теоретическую экономику проекта. Согласно данным Выборгской таможни, в прошлом году российско-финскую границу в Ленобласти пересекло 2 744 614 транспортных средств. Из них — 2 320 620 легковых и 388 160 грузовых автомобилей. Остальные 35 833 единицы — это поезда, автобусы и водный транспорт, о планах взимать с которого плату с которого пока не слышно. В общей сложности, грузовых и легковых авто за прошлый год оказалось 2 708 781. То есть, для того, чтобы отремонтировать все три многосторонних автомобильных пункта пропуска (МАПП) в Выборгском районе Ленобласти, каждое пересечение границы автомобилем должно приносить казне минимум 1107 рублей.

Подсчитать математику для МАПП "Ивангород" на границе с Эстонией не получилось. В пресс-службе Кингисеппской таможни сообщили, что оперативно получить данные о транспортных средствах, пересекших границу в прошлом году, невозможно.

Вероятно, более подробно о планах Минтранса сделать границы платными можно будет узнать после расширенного совещания, которое должно пройти в министерстве в конце этого месяца. Однако уже сейчас понятно, что радости автомобилистам, особенно водителям-дальнобойщикам, совершающим регулярные международные рейсы, такая инициатива по душе не придется.

Так, президент ассоциации грузоперевозчиков Северо-Запада "Грузавтотранс" Владимир Матягин в момент звонка корреспондента 47news спускался с горы Эльбрус. Разряженный воздух не помешал ему разразиться гневной тирадой:

"Я еще не в курсе подробностей, но не могу назвать такие меры адекватными. С одной стороны руководство страны говорит о развитии малого бизнеса, а с другой накладывает на грузоперевозчиков все новые и новые оброки. Новые расходы перевозчики будут вынуждены переложить на клиентов, а это приведет к очередному удорожанию товаров для населения", - заявил Матягин.

Отметим, в начале октября оператор "Платона" РТИТС сообщил, что введение системы лишь незначительно отразилось на стоимости грузоперевозок. Впрочем, если это действительно так, тариф у "Платона" пока еще льготный.

Артем Шалякин,
47news