На военном полигоне "Туганы" под Кингисеппом погибли трое гражданских, еще один — инвалид навсегда. Это второй взрыв в СЗФО за полмесяца. Бизнес на миллиарды по утилизации боеприпасов опять споткнулся, но вряд ли изменится. 47news услышал, что наверху лишь поморщатся.

На полигоне "Туганы" неподалеку от одноименного поселка в Кингисеппском районе Ленобласти 28 сентября прогремел взрыв. Рядовое событие на этот раз попало в федеральные заголовки. В 14:20 в экстренные службы поступило сообщение о погибших и раненых.

Из Кингисеппа выехали две кареты скорой помощи, еще одна машина с медиками выдвинулась из Сланцев. На дорогу ушло примерно полчаса, это 11 километров по трассе и еще с десяток по лесной дороге. 

По словам собеседников в Военно-следственном управлении Следственного комитета РФ, погибли 21-летний Даниил Зайцев, 23-летний Алексей Спирин и 46-летний Виталий Власенко. Тяжелые ранения получил 49-летний Юрий. У него глубокие ожоги 45% тела, повреждения глаз и осколочные ранения живота и ему практически оторвало кисть. Прогнозы врачей осторожные. Главврач Кингисеппской районной больницы Сергей Соболев с 47news был краток: "Пациента оперируют, вы отвлекаете".

Контузию получили 53-летний и 49-летний мужчины. Они категорически отказались ехать в больницу, сославшись на то, что надо дождаться приезда руководства.

В пресс-службе Западного военного округа 47news сообщили, что никаких работ на полигоне под Кингисеппом подразделения Минобороны не проводили и пострадавших среди военнослужащих и гражданского персонала министерства нет. Информация быстро подтвердилась.

Как рассказали нам в военной прокуратуре, на полигоне проводились работы по утилизации боеприпасов. По предварительным данным, работы проводило ООО "Научно-производственное предприятие "Самаравзрывотехнологии" ("СВТ") по контракту с Минобороны. Скорее всего, снаряды были заложены для последующего подрыва, однако один из них сдетонировал преждевременно. Участок был оцеплен, и до того как криминалисты военного следствия приступили к работе, территорию проверили взрывотехники Минобороны.

Полигон хорошо знаком жителям Кингисеппского района Ленинградской области. Они регулярно жалуются на шум, который сопровождает учения и утилизацию боеприпасов — как с истекшим сроком годности, так и времен Великой Отечественной войны. Кроме того, их смущает военная авиация, которая тренируется над стратегическим объектом. Однако стоит отметить, что о плановых работах на полигоне местных предупреждают заранее. И об опасности тоже. В этот раз утилизация началась 1 сентября, полигон закрыли для посещения.

Знакомый в Минобороны широкими мазками обрисовал процесс утилизации: "На полигоне идет разбор снаряда. Взрыватели уничтожают отдельно, начинку отдельно, а гильзы идут на переплавку. Если боеприпасы не пригодны к разборке, например времен ВОВ, то их аккуратно складывают в углубление, чтобы заглушить звук и разлет осколков, затем накрывают тротиловой лентой и дистанционно взрывают. Чаще всего детонация происходит либо при разборке, либо если снаряд роняют".

Другой опрошенный нами эксперт уточнил, что взрывчатка в боеприпасах с истекшим сроком годности ведет себя непредсказуемо: "Начинаются химические изменения. Именно поэтому при утилизации по правилам нужно максимально избегать любых нагрузок и возмущений. Были случаи когда даже статическое электричество от свитера сотрудника приводило к трагедии. Такие примеры показывают, что работы зачастую выполняются по принципу "надо быстрее".

Отметим, что взрывы на полигонах случаются относительно регулярно. Например 16 сентября, при утилизации боеприпасов на спецполигоне предприятия "Форпост Балтики Плюс" под Калининградом произошел взрыв. В результате погиб один человек, еще трое получили ранения. Было возбуждено уголовное дело по статье 217 УК (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах) сообщала Lenta.ru.

Возвращаясь к компании, чьи сотрудники предположительно выполняли заказ на утилизацию под Кингисеппом, заметим, что фирме "СВТ" уже 18 лет. Учреждена в неспокойные 90-е учеными Самарского государственного технического университета. Основной вид деятельности - "разработка новых технологий утилизации и производство промышленной утилизации боеприпасов и их составных частей". Фирма участвует в Федеральной целевой программе "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года" и осуществляет утилизацию боеприпасов по ряду государственных контрактов. Имеет соответствующие лицензии и разрешения.

Анонсированный объем заказов в денежном выражении, по данным фирмы, превышает 100 миллионов рублей. Большая часть приходится на Минобороны. Также сообщается, что для исполнения заказов на взрывные работы успешно используются "... дешевые взрывчатые материалы, полученные при утилизации боеприпасов, и высококвалифицированные кадры...". Здесь стоит отметить, что среди погибших есть совсем молодые люди, которые вряд ли уже стали профессионалами. Это если не учитывать вероятность, что они не были сотрудниками фирмы.

Согласно данным СПАРК-Интерфакс оборот компании в минувшем году составил 70 миллионов рублей. В 2016 году контрактов заключено более чем на 400 миллионов. В том числе с Минобороны и с Министерством сельского хозяйства Самарской области. Участвует компания и в арбитражных тяжбах в качестве ответчика по ненадлежащему исполнению обязательств по договорам оказания услуг. В нынешнем году подобных дел — шесть.

В московском офисе "СВТ" на наш звонок раздраженно ответили, что сначала надо все понять и бросили трубку.

В конце истории отметим, что даже после десятков громких заголовков, на рынке утилизации и взрывных работ вряд ли произойдут хоть мизерные изменения. "Это миллиарды рублей, в том числе и государственных. От вашего шума только поморщатся", - ответил нам знакомый в министерстве обороны.

Виктор Смирнов, Тимур Зайнулин

47news