Ленинградская атомная станция отчиталась по экологии. Вода из реакторов чище Финского залива, а фон ЛАЭС ниже, чем у Медного всадника. Директор станции Владимир Перегуда считает - оправдываться не нужно.

Ленинградской атомной станции (ЛАЭС), равно как и всей атомной энергетике страны, давно пора перестать оправдываться. Таким мнением поделился с собравшимися на очередном ежегодном отчете по экологической безопасности директор станции Владимир Перегуда. Мероприятие прошло 26 августа и впервые в зале заседаний правительства Ленинградской области на Суворовском, 67.

"Конечно, в масштабах человечества атомная энергетика совсем молодая. Но она давно показала себя как экологически чистая. Разумеется, не бывает предприятий вообще не влияющих на экологию. Но мера воздействия атомных станций на окружающую среду несопоставимо меньшая, чем у тех же ТЭЦ, сжигающих углеводороды и загрязняющих атмосферу", - отметил Перегуда.

В пользу мнения директора станции высказывались и выступавшие специалисты по экологической безопасности. Так, исполняющий обязанности начальника отдела охраны окружающей среды ЛАЭС Валентин Олейник отметил, что используемая станцией вода, возвращается в Финский залив даже в более чистом виде. "Всем известно, что качество воды в заливе далеко от идеального. Так вот, пробы показали, что очищаемая нами вода — значительно лучше по качеству, чем исходная", - уточнил он.

А начальник отдела радиационной безопасности Сергей Петров упомянул любопытный факт: на территории Соснового Бора радиационный фон даже ниже, чем в среднем по Ленобласти и Петербургу. "Максимальные показатели, зафиксированные у нас в некоторых точках — 17 микрорентген в час. А, для примера, у Медного всадника в Петербурге фиксировали до 60 микрорентген в час. Все это фоновые значения, не имеющие никакого отношения к каким-то радиационным выбросам", - подчеркнул Петров.

Хотя представленные в презентации экологические показатели станции за 2015 год не вызывают нареканий, в руководстве ЛАЭС обещают — дальше будет еще безопаснее. Например, после ввода строящихся энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200, санитарно-защитная зона сократится до пределов забора, огораживающего территорию станции. Это связано с беспрецедентной надежностью новых реакторов: двухконтурности всех систем, связанных с водой и паром, особо-прочной внешней оболочкой и другими защитными инновациями.

"Что касается действующих реакторов — вы знаете, в прошлом году энергоблоки ремонтировались. Был проведен текущий ремонт второго энергоблока, средний ремонт третьего и капитальный ремонт первого и четвертого. На втором энергоблоке были заменены технологические каналы и восстановлена графитовая кладка. Мы использовали робототехнику, а воздействие на окружающий фон и людей было даже на 30 процентов ниже, чем расчетное. В очередной раз скажу — за эти годы мы настолько усовершенствовали наши реакторы РБМК, что они уже совершенно не похожи на те, что работали на Чернобыльской АЭС", - отметил Владимир Перегуда.

Впрочем, собравшихся экологов больше занимали вопросы хранения и переработки радиоактивных отходов. Как уже писал 47news, проектирование пункта захоронения радиоактивных отходов в Ленинградской области, вызывавшего негативную реакцию у экологических активистов, http://47news.ru/articles/106108/ сейчас остановлено. Однако проблему накопившихся отходов решать все равно придется. К тому же с 2018 года начнется процесс вывода из эксплуатации первого энергоблока ЛАЭС, который к тому времени отработает уже 45 лет. После дезактивации его конструкций количество радиоактивных отходов значительно увеличится.

"Нами разрабатывается комплекс мер по эффективной разборке выведенных из экслпуатации энергоблоков, который в последствии будут использовать другие атомные станции. Отмечу, что все отработанное ядерное топливо, а также особо опасные радиоактивные отходы 1-2 класса опасности будут вывезены на специализированный комбинат в Красноярск",- подчеркнул директор ЛАЭС.

По словам Перегуды на площадке ЛАЭС останутся только отходы 3-4 класса опасностей. "В основном это Цезий-137, с периодом полураспада 30 лет. Срок службы контейнеров в которых он хранится в наземных хранилищах — 300 лет и они совершенно безопасны",- добавил он.

Специалисты говорят, что отсутствие пункта захоронения радиоактивных отходов становится серьезной проблемой. Ведь и красноярский комбинат обеспечивает лишь временное хранение, тогда как единственным способом безопасной утилизации радиоактивных отходов МАГАТЭ признает их захоронение. "Пока не ясно, что мы будем делать с тем же графитом из кладки первого энергоблока. Ждем решения Росатома", - отметил один из специалистов станции.

Кстати в прошлом году на ЛАЭС был внедрен проект повышения эффективности переработки твердых отходов. В результате производительность увеличилась на 50% - к концу года было переработано 1900 кубометров излучающего мусора. Также в Красноряск из Соснового Города отправились пять эшелонов с отработанным ядерным топливом, еще 36 контейнеров готовятся к отправке.

Артем Шалякин,

47news