Пограничный пункт пропуска Светогорска в энергетическом плену Финляндии. Лампы по желанию союзников НАТО могут погаснуть в любой момент. Эту тайну  скрывали 15 лет и потихоньку тратили миллионы евро. 47news выяснил это на старте проверки обороны страны, объявленной президентом.

Владимир Путин утром 25 августа поручил провести внезапную проверку боеготовности Вооруженных сил в Южном, Центральном и нашем, Западном, военном округе. Редакция присоединилась и решила начать с финляндской границы. На автомобиле ее можно переехать через три международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск". Условная ревизия последнего дала неожиданный результат.

Выяснилось, что электроснабжение стратегического объекта полностью обеспечивает финская коммерческая компания. Предположительно - это Imatra Elekter. Знакомые из силовых структур нашим словам не поверили. "Этого не может быть, потому что не может быть никогда", - закруглил офицерскую логику один из них. "Это как если бы воинская часть была запитана от вероятного противника. Да еще и партнер НАТО. Страшный сон", - поделился эмоцией другой.

История оказалась трагикомична. До начала 2000 годов на границе стояла пара вагончиков. Это и был пункт пропуска. И ток в лампочках был тогда наш, отечественный. Но на межгосударственном уровне было решено привести обстановку в соответствие, и уже в 2002 году из земли вырос современный МАПП. По каким причинам его не запитали с российской стороны, стало понятно после длительных изысканий, а ответ оказался прост. "Соответствующий проект просто не изготовили. И деньги закончились. Занимался этим петербургский филиал государственного учреждения "Росгранстрой", - рассказал 47news бывший сотрудник этого ведомства, добавив, что ситуация аховая, но к ней привыкли.

Отметим, что два года назад началась реконструкция МАПП "Иматра"-"Торфяновка". К 2020 году она должна завершиться. По новой программе приграничного сотрудничества на 2013-2020 годы, на усовершенствование пункта пропуска ЕС выделит чуть более 10 млн евро. А как недавно отмечал мэр пограничного со Светогорском города Иматра Пертти Линттунен, в последние годы Евросоюз, Финляндия и Россия уже инвестировали более 20 млн евро на развитие этого погранпункта.

Кстати, первоначально в 47news грешили на печально известную компанию Министерства обороны "Спецстрой" имени Сердюкова и Васильевой. Это предположение родилось из того, что погранпереход - объект специфический и его строительство не для всех. Но там нас клятвенно заверили, что, слава Богу, уж к этой-то истории они отношения не имеют. Проверка показала, что не лукавят.

Руководитель петербургского филиала "Росгранстроя" Игорь Авдеев был ласков, как чеширский кот, но за 15 минут разговора не дал ни байта информации. "Я не уполномочен", - повторял мантру чиновник. Московская пресс-служба уважаемого ведомства тоже ласково предложила настрочить главе ведомства письмо. И прислала многостраничный формуляр о том, как его писать. Скажем честно, не осилили.

Зато охотно откликнулся на вопросы бывший глава комитета по правопорядку и безопасности правительства Ленобласти Сергей Смирнов. Поскольку он ушел с должности всего неделю назад, то мы предположили, что он в курсе. Так и оказалось. "Согласен. Это странно. Лучше бы иметь свое электричество. Но денег постоянно не хватало, - отчеканил бывший подполковник ФСБ и добавил в качестве обороны, - финнам этот пункт больше нужен, чем нам".

В принципе, журналист подумал, что на этом можно было бы статью и закончить, но нашел в себе информационные силы продолжить.

Согласно Федеральному закону "О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" их эксплуатация "осуществляется за счет средств федерального бюджета". Но мы все же спросили у главы администрации Светогорска Сергея Давыдова, в курсе ли он энергетического казуса. Тот лишь вздохнул. "Знаю. Но спрашивайте у пограничников". Мы последовали совету. Но в ответ получили лишь четкое: "Переход к чрезвычайным ситуациям готов. Есть мощные генераторы. По строительству не к нам. Мы не строим, а охраняем". Таможенники тоже оказались не в курсе.

В том же законе читаем, что "приостановление функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации ...производится при ...возникновении чрезвычайных ситуаций, при которых невозможно осуществление транспортного сообщения и (или) осуществление пограничного, таможенного и иного вида контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".

Тут мы представили, как вьюжной ночью гаснут мониторы таможенников, а за окном мелькает тень финского оккупанта. Тем более, у соседей есть на это исторические причины.

На случай, если президенту Финляндии Саули Нийнистё, который, кстати, неплохо говорит по-русски, придет мысль побаловаться рубильником, мы решили с ним связаться. Но на нашу просьбу передать ему трубку секретарь в администрации президента сообщила, что Саули сейчас сильно занят.

Собеседник в ФСБ призвал не нагнетать: "Если МАПП закроют, то пострадают только грузоперевозчики и наши буржуи, удящие рыбу в Финляндии. Это социально чуждый класс, не жалко. А граница будет просто на замке. Для пограничников свет в каптерку как-нибудь проведем, не волнуйтесь".

И только собеседник 47news в энергетической компании поделился позитивом, основанным на опыте: "Посмотрите на МАПП "Торфяновка" и "Брусничное". Там все как положено. Электричество наше. Только почему-то зимой постоянные отключения. Люди стоят в очереди, злятся. А финнам ни шторма, ни бури, ни снегопады нипочем. Может, так и лучше?".         

Возможно, и лучше. Ведь только за 23 и 24 августа в Светогорске было два масштабных отключения электричества. Весь город сидел без света, а пункт пропуска сиял огнями.  

Виктор Смирнов,
47news