Крупнейший аэродром в Ленобласти закрывают с подачи прокуратуры. Причина — нецелевое использование земли. Авиаторы говорят, что нарушение формально, местная власть их поддерживает. 47news выяснил, что летчикам не повезло со стратегическим коридором.

Шестимесячные бодания авиаторов с гостилицкого аэродрома и транспортной прокуратуры завершились победой надзорного ведомства. Ломоносовский районный суд Ленобласти постановил прикрыть авиаплощадку до устранения нарушений. Фактически это означает, что самый крупный региональный центр малой авиации теперь сможет работать лишь на благо сельского хозяйства.

Как пояснили 47news в Северо-Западной транспортной прокуратуре, решение о закрытии аэродрома было принято судом на основании материалов проверки. Комплексная проверка объекта выявила, что для стоянки и обслуживания летательных аппаратов используют земли сельхозназначения.

Для владельцев аэродрома это решение стало полной неожиданностью. Ранее подобные проверки проходили регулярно, периодически правоохранители выписывали штрафы. Но даже до разговоров о возможном закрытии авиацентра не доходило. Бизнесмены намерены оспорить принятое судом решение.

По их словам, в этом месте аэродром существует с 2003 года.  Уже полтора года владельцы площадки пытаются изменить ее положение и юридически закрепить за ней статус транспортного объекта, но все действия остановились в процессе принятия нового генплана поселения, в границах которого распложен аэродром.

"Основная претензия прокуратуры к нам в том, что у нас базируются воздушные суда, которые не относятся к сельскохозяйственной авиации. То, что такого рода авиации не существует, вообще никого не волнует. Вот, например, самолет Cessna. Как определить, что она сельскохозяйственная? Сейчас она спортивная, а в следующем полете, когда она корову ищет, получается, что уже сельскохозяйственная", - пояснил суть конфликта старший авиационный начальник аэродрома Владимир Марказен.

Глава Гостилицкого сельского поселения Зоя Шевчук так же удивилась категоричности правоохранителей. По ее словам, некоторое время назад сотрудники прокуратуры приходили в администрацию и изучали документы, связанные с местным аэродромом.

"Они интересовались земельным вопросом. Ранее мы переводили участок под аэродромом в землю сельхозпроизводства. Поэтому ангары и площадки там построены совершенно законно", - отметила чиновница.

Она добавила, что в обозримом будущем аэродрому должны были присвоить статус транспортного объекта. Для этого планировалось внести поправки в генплан деревни Дятлицы, к которой прилегает авиаплощадка. Но сам генплан пока не могут утвердить, так как он завис где-то на пути к губернатору.

Зоя Шевчук отметила, что жители Гостилицкого сельского поселения всегда позитивно относились к авиаторам. "Они и в праздниках всегда участвуют. В поселении даже летчик свой появился.  С их помощью парень выучился. И кому они помешали", - недоумевает собеседница.

В руководстве Ленобласти от проблемы аэродрома в Гостилицах открестились. Так, вице-губернатор по строительству Михаил Москвин, к которому с 1 августа перешло только что созданное управление по транспорту, заметил, что чиновники не могут быть ни "за", ни "против" аэродрома. "Раз генплан не подписали, значит, к нему есть претензии. Муниципальные чиновники всегда склонны винить правительство в своих ошибках", - объяснил он.

Ведущий эксперт "Федерации юристов Санкт-Петербурга" Василий Каваляускас отметил, что суд по закону имел право закрыть аэродром, однако, учитывая позицию местной администрации, подобное решение выглядит скорее формальным. "Для переоформления подобных участков есть два основных препятствия. Первый -  когда их кадастровая стоимость на 50% более выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу. Второй — когда земля является частью особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий", - пояснил юрист.

Он добавил, что при наличии утвержденного генплана, в который будут вноситься изменения, перевод земли из данной категории в другую не займет более двух месяцев.

Несмотря на единодушие большинства спикеров, поддерживающих существование аэродрома в Гостилицах, 47news отыскал чиновников, которые пролили свет на причины, возможно, повлиявшие на решение об его закрытии. Оказалось, что год назад на волне разговоров о развитии малой авиации в Ленобласти возник проект создания централизованного летного комплекса.

Якобы, на стадии обсуждения правоохранители вспомнили, что по соседству с летной зоной находится закрытая воинская часть, а именно учебный центр внутренних войск (теперь уже национальной гвардии). Кроме того, особо тревожные отметили, что аккурат над Гостилицами проходит воздушный коридор, по которому суда вылетают из Петербурга в Европу. Информация о том, что ни один мелкий самолет не способен подняться на эшелон аэробусов их не успокоила. И, конечно же, дискуссия не обошлась без историй про "летных партизан", которые летают над регионом без документов, гибнут и портят статистику.

"У нас уже давно не было никаких аварий. Все вертолеты и самолеты, которые базируются тут, целы", - парируют на аэродроме. При этом вспоминают, что единственное крушение за долгое время произошло в 2011 году, когда во время выполнения фигуры высшего пилотажа в Ломоносовском районе упал четырехместный Як-18Т.

Местные пилоты уверены: если Гостилицы прикроют, "летчики брызнут в разные стороны и авиация в Петербурге еще сильнее уйдет в подполье". Среди наиболее вероятных площадок-преемников называют Куммолово, Кусино и Манушкино. Впрочем, в Гостилицах надеются и на более оптимистичный сценарий: возможно, цель действий не в полном закрытии аэродрома, а лишь в "ограничении в развитии". "В любом случае, борты разлетятся по всей области и назад их уже не соберешь", - сокрушаются на аэродроме.

Справка

Гостилицы — крупнейший аэродром в Ленобласти. На нем базируются около ста самолетов и вертолетов. Большая часть из них перебрались туда после закрытия петербургского аэропорта Ржевка, где полеты были прекращены в 2005 году. В 2009 летное поле Ржевки превратили в автостоянку. Сейчас аэродром готовят к сносу и застройке жилыми комплексами. Гостилицы для ржевских авиаторов стали новым постоянным местом базирования. В результате бурного развития прошлых лет, в 2015 году на аэродроме провели фестиваль "Аэролето".

Тимур Зайнуллин
Андрей Меньшенин