За шумом вокруг 80-метрового Христа, готового встать  в Петербурге или Ленобласти, не заметили мечты 82-летнего Зураба Церетели. И отказать теперь неудобно, и соглашаться трудно. Ведь мост Кадырова с доской Маннергейма накануне выборов уже есть. А разгадка — в конце пути.

Под шквальным ветром мнений об установке в Петербурге или Ленобласти 80-метровой статуи Христа работы Зураба Церетели прошел понедельник, 11 июля. Сам монумент из бронзы, высотой 33 метра, что символизирует годы сына божьего, а под ним должен быть 47-метровый пьедестал.    

Началось все пятничным вечером 8-го. На вялых уже информационных лентах появилась новость о том, что комитет по градостроительству Петербурга начал подыскивать место в городе под Христа Церетели. Не замедлила заявить о себе  и пресс-служба правительства Ленобласти. Как выяснилось, уже были готовы результаты работы рабочей группы именно по этому вопросу.    

"...Инициаторам направлено на выбор два места размещения, учитывающих монументальность сооружения – на территории Невского лесопарка во Всеволожском районе, либо на Колтушской возвышенности. Также Ленинградская область готова взять на себя расходы по сооружению постамента статуи", - прокомментировал губернатор Александр Дрозденко. Здесь мы представили один из вариантов в пропорции к "Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы" в Невском лесопарке.

collage_01.jpg

Из контекста сообщений выходило, что обращения поступали от самого скульптора, либо его окружения. Однако помощник Церетели Сергей отверг эту версию. "Мы об этом узнали от журналистов. Церетели никогда не будет указывать, куда ставить свои работы", - сообщил помощник. По его словам, скульптор 40 лет вынашивал эту идею, с тех пор как увидел Христа в Рио. "Три года шла отливка на петербургском заводе художественного литья "Монументскульптура". На нашу просьбу подъехать, сфотографировать монумент Сергей поспешил ответить: "Голову и туловище уже увезли в Москву", чем окончательно запутал логистику. Возник и вопрос, почему идея всплыла именно сегодня. Ведь статуя была готова не вчера.   

В Санкт-Петербургской епархии к идее отнеслись настороженно. "К нам запросов о благословении не поступало. Что касается концепции, то в восточном христианстве нет традиции установки гигантских статуй. Это, скорее, свойственно католицизму. Мы считаем, что лучшим памятником Христу-Спасителю является божий храм, в котором ежедневно совершается литургия. К тому же, настолько масштабное сооружение должно быть гармонично вписано в пространство и сильно обязывает в плане исполнения", - поделилась мнением руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова, добавив, что такой памятник можно использовать, например, в качестве маяка.    

Зато в администрации Всеволожского района идея вызвала энтузиазм. "Если этот масштабный памятник появится в нашем районе, то это будет событие российского масштаба. Конечно, как любое произведение Церетели, его будут обсуждать: ругать и хвалить - это неизбежно. Новый культурный объект привлечет туристов. Но я бы задумался еще о береге Невы - если установить монумент в Дубровке или Морозовке, он будет виден с Невы, с другого берега. Тем более, что потенциал береговой линии не раскрыт", - поделился глава администрации Владимир Драчев и напомнил о монументе "Родина-мать" в Волгограде.

Известный петербургский историк Лев Лурье оптимизма Драчева не разделил. "Во-первых, это китч. А, во-вторых, история, схожая с мостом Кадырова и установкой памятной доски Маннергейму. Еще одна такая история перед выборами плохо скажется на позициях правящей партии, - поделился Лурье и добавил сарказма: - А в Ленобласти вполне уместно. Например, в потешной деревне для туристов Верхние Мандроги в Подпорожском районе.    

Историк по образованию, который ближе к нам - редактор 47news Евгений Вышенков, будто услышав своего давнего знакомого Лурье, заявил все наоборот: "Не являясь поклонником масштабного монументализма, все же возьму на себя смелость предсказания. Пройдет лет двадцать, и в истории скульптуры в России останется немного имен. Два из них уже понятны – это Шемякин и Церетели. А те, кто ярко иронизирует над его сооружениями, будет водить внуков и рассказывать исключительно положительные вещи. Так было всегда и везде. Эйфель спроектировал много великолепных строений, например, Троицкий мост. Кроме специальных справочников, кто это помнит? Он остался в памяти благодаря башне в Париже, которую тогда все проклинали. При строительстве Дома Зингера на Невском не было репортера, который бы не бросил камень. Охи, как известно, стихли. Так что любое необычное последовательно подчиняется банальному алгоритму: какая чепуха, в этом что-то есть и кто этого не знает. А что касается Христа, то по мне для него есть только два места – на каком-нибудь кронштадтском форте или, наоборот, - на берегу Ладоги, откуда берет начало Нева. В этом что-то будет от той сказки, где плывут пароходы… привет Мальчишу".         

К вечеру понедельника пыл Петербурга поутих. Мол, место в городе вряд ли найдется. Зато губернатор Дрозденко, как минимум в рамках одного дня, оказался последовательным. Около пяти вечера 11 июля, после совещания координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и области, губернатор сказал, что статую можно поставить за счёт спонсоров.

"Мы планируем, что это будет строиться на спонсорские деньги. ...Кстати, можем дать это как послушание: стройте не только многоэтажные дома, а в качестве послушания возьмите на себя этот проект и постройте хорошую историческую доминанту", - сказал Дрозденко, помянув строительные компании.

Отметим, что разгадка неожиданного появления идеи установки монумента может быть  проста и обусловлена такой штукой как конечность пути каждого. Ну, и художника, само собой. Еще в 2013 году коллегам с Lenta.ru  Церетели рассказывал, что уже давно хотел создать собственную статую Христа, так как это было для него "глубокой душевной потребностью". По его словам, он уже отлил в бронзе 64 рельефа из жизни Христа, начиная с Благовещения и кончая Вознесением. Кроме того, он уже изваял статуи многих христианских святых. "Христос венчает главную тему моей жизни", — отметил тогда 82-летний скульптор.

 

Виктор Смирнов,

47news