Смятый кусок алюминия, найденный в воронке Синявино, оказался военным артефактом. Внимательный поисковик разобрал на искореженном металле солдатский автограф. Семью красноармейца неравнодушные искали два года. Ко Дню Победы родственников бойца привезут на Невский пятачок.

Ко Дню Победы в Кировском районе Ленобласти ждут членов семьи красноармейца Николая Колоцея. Сестру и племянника погибшего в Синявино бойца пригласили сотрудники петербургской патриотической организации "Ленрезерв". Они же выяснили, что военнослужащий отдал жизнь на подступах к Ленинграду, а не пропал в Белоруссии, как считали в армии.

"Ленрезерв" - патриотическое объединение, в основе которого — самая большая в мире частная коллекция автомобилей, военной техники и материального наследия Великой Отечественной войны. Деятельность организации целиком финансируется за счет средств владельца коллекции Анатолия Бернштейна.

Летом 2014 года реставратор "Ленрезерва" Михаил Писарев участвовал в поисках погибших в Синявино красноармейцев. В ходе раскопок в районе Второго рабочего поселка в одной из воронок он наткнулся на искореженный кусок алюминия. Наметанный глаз подсказал, что когда-то металлолом был солдатской кружкой.

IMG_1880.jpg

Сам Михаил рассказал 47news, что решил восстановить посудину, так как она оказалась единственной находкой в целой воронке. Чутье поисковика не подвело. На одной из сторон кружки сохранился автограф владельца: "Ленинградский фронт. Колоцей Николай 1921 год".

longread_WEB103.jpg 47news

Десятки людей отправились в архивы и начали искать родственников бойца. След привел в Белоруссию. Оказалось, что погибший на Невском пятачке красноармеец был призван из Гомельской области. Последнее письмо от него датировано маем-июнем 1941 года. Когда мать Николая Колоцея пыталась отыскать сына, ей сообщили, что он пропал без вести летом 1941 года на Западном фронте.

"Никаких сведений о его дальнейшей судьбе нет. Нет в живых и граждан, проходивших с ним совместную военную службу и проживающих на территории района. Полагаю возможным гражданина Колоцея принять на учет безвозвратных потерь как без вести пропавшего в 1941 году", - рапортовал военный комиссар. О том, что бойца перебросили под Ленинград, в штабе не знали.

Поисковики отмечают, что отсутствие писем — признак, по которому в армии пытались определить период, когда погиб тот или иной боец. Для Синявинских высот этот критерий крайне формальный, так как почта с Невского пятачка практически не уходила. Военные почтальоны гибли на подходах к позициям: в болотах до сих пор находят их кости с остатками истлевшей корреспонденции.

Зимой 2016 года представители "Ленрезерва" связались с родной сестрой и племянником Николая Колоцея. Их пригласили в Петербург на празднование Дня Победы. Все расходы на себя взял руководитель организации - Анатолий Бернштейн.

Сейчас поисковики "Ленрезерва" ищут родственников другого красноармейца, погибшего под Ленинградом.

В 2015 году они провели раскопки на месте гибели танка Т-28 на Волхонке. Среди находок оказалась алюминиевая ложка на цепочке. Как и в случае с синявинской кружкой владелец расписался на собственности, но более образно: "Скрипка".

longread_WEB109.jpg 47news

По архивам удалось узнать, что в экипаже найденного танка радистом служил Александр Николаевич Скрипко, старший сержант — ленинградец, 1910 года рождения.

Когда машину подбили, он остался, чтобы задержать наступающего врага, и погиб. О герое известно все, вплоть до места захоронения, но поисковикам пока не удалось отыскать его близких.

В команде "Ленрезерва" надеются, что рано или поздно семейная реликвия окажется у родственников Александра Скрипко.

Тимур Зайнуллин,

47news