Во вторник несколько постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области одобрили для принятия в первом чтении законопроект «Об отходах производства и потребления в Ленинградской области». Постоянная комиссия по АПК и рыбохозяйственному комплексу высказалась за отправку законопроекта на доработку, утвердить концепцию документа предложили комиссии по бюджету и налогам и по здравоохранению и социальной политике. Первая также рекомендовала комитету-разработчику подготовить совместную программу по утилизации отходов с соседним регионом – Санкт-Петербургом. Об этом рассказали 47News в пресс-службе областного парламента.


Законопроект, который позволит навести порядок в сфере обращения с отходами и создать правовой заслон для нелегальных свалок, инициирован губернатором области. Документ, в частности, регулирует вопросы сбора, транспортировки, хранения и утилизации отходов.  Управление этой деятельностью, как и контроль за ней,  возлагаются на органы государственной, а также муниципальной власти. При подготовке закона Комитет по природным ресурсам правительства области использовал положительный опыт Московской, Кемеровской и Пермской областей, где подобные законы уже действуют. В ходе рассмотрения депутаты высказали множество предложений и замечаний к закону.


Председатель комиссии по образованию и науке Николай Пустотин («Единая Россия») отметил, что нужны рычаги, прежде всего экономические, которые бы побудили промышленные предприятия максимально перерабатывать свои отходы, использовать их в качестве дополнительных источников сырья. Возможно, таким экономическим рычагом стало бы снижение платы за сброс отходов. Депутата Владимира Цоя («Единая Россия») волновало состояние прибрежной полосы Финского залива, в частности, в Выборгском районе области, где наблюдаются сотни несанкционированных свалок. По его мнению, закон должен создать четкий механизм ответственности за содержание прибрежной полосы, лесопарков и рекреационных зон в надлежащем состоянии.


У депутата от «Единой России» Вячеслава Скворцова большую озабоченность вызвало состояние дел с вывозом мусора из садоводств. Разработчики пояснили, что новый закон утверждает уже существующий порядок, когда каждое из садоводств должно заключать договоры на вывоз мусора со специальными организациями. Список этих организаций предоставят садоводам в муниципальном образовании, всего же таких лицензированных перевозчиков в области порядка трехсот. При этом, как заметили депутаты комиссии по АПК, отходы садоводств в законе причисляются к опасным, а компаний, имеющих право вывозить такие отходы и главное свалок для них значительно меньше.


Депутат Тамара Киселева («Единая Россия») высказал ряд предложений, в том числе по просветительской деятельности относительно обращения с отходами. По ее мнению, необходимо заранее предусмотреть финансирование, например, детских лагерей экологической направленности. А ее коллега Регина Илларионова (КПРФ) предложила отправить законопроект на независимую экспертизу. Ее предложение поддержал и председатель комиссии Николай Пустотин, который обратился за комментариями к законопроекту в Роспотребназдзор. Депутат Кирилл Поляков («Единая Россия») на комиссии по АПК также предложил направить закон в Союз садоводов и во все муниципальные образования для получения от них предложений.


Комиссия по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу единственная приняла решение рекомендовать собранию отправить законопроект на доработку. По словам председателя комиссии Виктора Санца («Единая Россия»), необходимо менять всю концепцию закона. Например, за мусор, который оставляют на сельхозугодиях дачники, не должен отвечать руководитель хозяйства, которому принадлежит земля. Нынешняя концепция закона, подчеркнул Виктор Санец, закрепляет существующую практику обращения с отходами, не предлагая новых, эффективных механизмов борьбы с несанкционированными свалками. Тогда как ситуация с мусором в области становится катастрофической, ведь только из Санкт-Петербурга в наш регион ежегодно вывозится 2 миллионов тонн отходов.


Председатель комиссии по экономике Вадим Рябов («Единая Россия») предложил, и разработчики с ним согласились, что закон должен вступать в силу не через 10 дней после его подписания, а с 1 января 2008 года. В этом случае, пояснил он, у муниципалов будет время, чтобы предусмотреть необходимые на реализацию закона средства в своих бюджетах, которые, кстати, в законе не указаны.


Особое внимание в своем выступлении депутат от КПРФ Виктор Ворогушин уделил проблеме утилизации медицинских отходов. Ее решение в Ленобласти упирается и в финансовые трудности и отдаленность друг от друга медицинских учреждений. Депутат выразил тревогу, что принятие законопроекта может привести к закрытию больниц, где нет специализированных печей для уничтожения данного вида отходов.


Евгений Петелин («Справедливая Россия») обратил внимание коллег на проблему золоотвалов и высказал опасения, что установление ответственности предприятий за утилизацию и вывоз своих отходов зачастую может привести к их краху. Большинство депутатов также сочли, что навязывание «ничьего» мусора муниципальным образованиям подорвет их финансовое состояние.


В результате большинство комиссий сошлось во мнении, что отправка закона на доработку делу не поможет, а лишь затянет решение этой и без того острой проблемы на неопределенное время. Поэтому депутаты предложили принять закон в первом чтении и увеличить срок подачи поправок как минимум до месяца, с тем чтобы учесть все замечания и предложения и доработать закон.