Сегодня, 8 июня, когда отмечается Всемирный день океана, исполнилось ровно 200 лет маячной службе России. Впрочем, маяки везде и всегда считались святынями морей. Они принадлежат всем. Маяки берегут и хранят, поскольку они помогают мореплавателям благополучно вернуться в родную гавань, пишут "Санкт-Петербургские Ведомости".


Возникновение маяков в России связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. В 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.


Однако в последующие 100 лет маячное дело развивалось бессистемно: государственные маяки содержались «по остаточному принципу». Адмиралтейств-коллегия была завалена жалобами капитанов российских и иностранных судов на опасность плавания в Финском и Рижском заливах. Поэтому в 1801 году Морскому ученому комитету было поручено рассмотреть проекты улучшения маячного дела. Морской офицер Леонтий Васильевич Спафарьев (1766 – 1847) одним из первых представил проект, который был рассмотрен лишь спустя четыре года.


Официальной датой создания маячной службы России специалисты считают 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». В нем предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять – восемь служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков, которую вскоре и занял 42-летний капитан 2-го ранга Л. В. Спафарьев. В его ведении тогда находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, «до совершенства».


В 1837 году «устройство и надлежащее содержание маяков, входных огней, спасательных станций, башен, вех, бакенов и других предостерегательных знаков» было возложено на только что созданный Гидрографический департамент. Количество маяков в империи увеличивалось год от года, и все равно их не хватало. В 1868 году один маяк приходился на 115 верст российского побережья (для сравнения: во Франции плотность маяков была выше в десять раз).


В годы вражеских нашествий маяки одними из первых подвергались атакам с воды, земли и воздуха. Так было в 1914 – 1918 гг., так было и в Великую Отечественную войну. Урон маякам был нанесен огромный!


Послевоенный период в истории маячного дела стал наиболее плодотворным. В 1950 – 1985 гг. количество маяков с постоянным персоналом возросло с 211 до 340, число навигационных знаков увеличилось с 2381 до 3423. В то же время произошло качественное улучшение маячной аппаратуры.


...И сегодня в любую погоду, в будни и праздники, в мирное и военное время маячники всегда на посту. Благодаря их труду обеспечивается бесперебойная работа маяков, свет которых позволяет мореплавателям следовать безопасным курсом.


Сегодня в Кронштадте в историко-художественном музее открывается выставка предметов маячного дела «Свет уверенности и надежды». В торжественной церемонии примут участие адмиралы и офицеры управления навигации и безопасности Минобороны России, Ленинградской военно-морской базы, ветераны маячной службы. Перед гостями выступят артисты ансамбля «Паллада». Многим ветеранам будут вручены памятные медали и знаки.


И наверняка среди моряков и маячников зайдет разговор вот о чем. Если Россия желает в XXI веке иметь статус мощной морской державы, она должна иметь хорошо развитую маячную сеть и достойно содержать всю систему навигационного ограждения в целом.