Строительство участка железной дороги Выборг - Высоцк, еще не начав воплощаться в жизнь, становится предметом горячих дискуссий железнодорожников и населения Выборга.


Напомним, в начале апреля было подписано дополнительное соглашение между руководителем РЛК «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым и президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта на подходах к терминалу Высоцк, по которому нефтепромышленники обязались вложить в создание новой железнодорожной ветки около 300 млн. руб. Аналогичную сумму на те же цели намерены потратить и железнодорожники.


Новый участок должен стать составной частью железнодорожной линии Мга – Лосево – Каменногорск – Высоцк – Приморск, которая в свою очередь, создается в рамках реализации весьма амбициозного плана организации скоростного движения Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки. Общая стоимость проекта по приблизительным оценкам должна составить порядка 43 млрд. руб.


Проект создания новой трассы возник еще несколько лет назад, когда стала очевидной необходимость разгрузки не справляющейся с резко возросшим объемом грузопотоков существующей железнодорожной магистрали Москва – Хельсинки. Так, в порт Высоцк в настоящее время грузы доставляются по маршруту Петербург – Зеленогорск – Выборг – Хельсинки. Причем грузовым составам приходится следовать по одному пути с многочисленными пригородными электричками, а также с пассажирскими поездами, следующими в Финляндию. Однако решение вопроса тормозило отсутствие частного инвестора, который смог бы взять на себя значительную долю расходов по строительству.


Наконец, такой инвестор был найден в лице компании «ЛУКОЙЛ», намеренной в ближайшее время увеличить объем вывозимых ею нефтепродуктов через порт Высоцк до 15 млн. тонн в год. Причем, порт Высоцк должен выступить связующим звеном между Ярегским месторождением в Республике Коми и Западной Европой, на территории которой «ЛУКОЙЛ» собирается приобрести нефтеперерабатывающий завод.


Между тем, как это часто бывает, в глобальном проекте забыли учесть мнение населения. Строительство новой стальной магистрали вызвало шквал возмущения среди выборжан, недовольных тем, что под окнами их домов каждые 15-20 минут будут следовать вереницы цистерн (по 60-70 в каждом составе) с опасными грузами. Мнение простых жителей Выборга разделяет и руководство местной администрации в лице руководителей города и района.


Говорит мэр Выборга Василий Осипов:

- Октябрьская железная дорога планирует построить дополнительный к уже существующему путь. Длина каждого проходящего через город состава будет составлять 500-600 метров. В опасную зону попадут жилые дома, в том числе и те, что относятся к ветхому и аварийному фонду. Кроме того, новая грузовая железнодорожная ветка будет проходить в непосредственной близости от вокзала. В случае реализации проекта весьма велик риск возникновения чрезвычайных ситуаций прямо в черте города. Поэтому позиция городских и районных властей такова: подобного строительства ни в коем случае допустить нельзя. Мы предлагаем альтернативный вариант в обход Выборга. Однако железная дорога выступает резко против, мотивируя это удорожанием проекта. Я считаю, что благополучие города, его жителей важнее, чем 1-2 млрд. рублей, которые дополнительно потребуются для строительства обходного маршрута. Необходимо политическое решение вопроса на уровне губернатора Ленинградской области, руководства Октябрьской железной дороги и ОАО «РЖД». Пока железнодорожники только заявляют, что они не строят новую дорогу, а расширяют существующую. Но было бы преступлением против горожан, если мы согласимся с этим проектом.


Конечно, в этом проекте есть очевидная экономическая целесообразность - в кратчайшие сроки и за минимальную цену обеспечить как можно большие объемы вывоза нефтепродуктов за рубеж. Но можно понять и местное население, которое явно не в восторге от того, что под их окнами станут в скором времени проходить составы с опасными грузами. И потому, так или иначе, сторонам придется договариваться.


Владислав Гольянов