Проходящий в Выборге 14-й кинофестиваль «Окно в Европу» назвать кинопраздником можно только по привычке. За время, прошедшее с декабря 1993 года, когда в ведущем городском кинотеатре «Выборг» проходил первый киносмотр, тогда носивший скромный статус кинорынка, дух праздника как-то незаметно выветрился, улетучился, испарился. Остались лишь воспоминания.


Изменения начались, когда к руководству «Окна в Европу» пришли представители московской армянской диаспоры. Предлог был благовидным. Дескать, отцы-основатели фестиваля (знаменитые российские кинорежиссёры Марлен Хуциев, Станислав Ростоцкий, Савва Кулиш) – люди чисто творческие, а вопросы экономические лучше решать профессионалам. Задумка казалась неплохой, однако постепенно мэтров вовсе отодвинули от руля. Хуциев после двух-трёх фестивалей просто перестал приезжать в Выборг. Ростоцкий в приватных разговорах неоднократно выражал готовность отойти от «Окна в Европу» и отказаться от вечной должности почётного президента кинофестиваля. Своё желание Станислав Иосифович объяснял тем, что из творческого смотра, как было задумано изначально, «Окно в Европу» стремительно превращалось в банальное коммерческое предприятие. Савва Кулиш публично не высказывался, но вряд ли роль «свадебного генерала» была ему по душе.


После ухода из жизни Ростоцкого и Кулиша творческий авторитет «Окна в Европу», по мнению экспертов, покачнулся. Сегодня г-н Нерсисян, наряду с генеральным директором фестиваля, представителем Русско-Европейской киноассоциации Андреем Симоновым и президентом «Окна в Европу» Арменом Медведевым, во многом и определяют творческое лицо выборгского фестиваля. Бывший министр кинематографии Медведев привлечён устроителями, видимо, для придания фестивалю авторитета, в том числе для завлечения в Выборг «звёзд» кино. Нельзя сказать, что любимцы зрителей стремятся прибыть в Выборг. Большинство популярных актёров расписано по другим, более денежным кинопраздникам. Если и приезжали в Выборг «звёзды» (например, Машков, Ярмольник) то их визиты были краткими и связаны исключительно с представлением новых фильмов, в продвижении которых мастера экрана имели личный интерес. Другие известные личности, работавшие на фестивале (Домогаров, Безруков), в то время не были раскручены так, как сейчас. Сейчас они, конечно, в Выборг не приезжают.


Программа пребывания гостей «Окна в Европу»  известна заранее. Как правило, она сводится к стартовому и финальному банкетам, посиделкам в баре и ресторане гостиницы «Дружба» (где размещается основная масса приезжающих на фестиваль). Кто хочет, ездит на просмотр фестивальных фильмов, кто их уже видел, могут посетить городской рынок, где добродушные торговцы могут продать любимым актёрам свои товары подешевле, а то и вовсе подарить. Хотя в последнее время знакомых лиц на фестивале всё меньше. Приезжавшие по личному приглашению Ростоцкого и Кулиша звёзды советского кино с уходом мэтров из жизни охладели к фестивалю. Возможно, их просто забывают пригласить. Кто-то попал в «чёрный список». Например, популярный актёр Пётр Зайченко однажды признался журналисту местной газеты, что ему откровенно скучно в Выборге. Вместо того, чтобы бесцельно слоняться по городу или пить до одури пиво и более крепкие напитки, артист предпочёл бы провести несколько творческих встреч со зрителями, побывать на заводе или воинской части. После появления интервью Зайченко был немедленно переселён в более простой номер гостиницы и больше на фестиваль не приезжал.


На 14-м «Окне в Европу» по традиции работают три жюри, оценивающих игровые, документальные и анимационные фильмы. Жюри возглавляют, соответственно, Александр Прошкин, Александр Гутман и Гарри Бардин. Если у документалистов и аниматоров работы хватает (лент представлено предостаточно), то жюри конкурса игрового кино предстоит выбрать лучшие фильмы из представленных картин третьего эшелона. Ведь известно, что наиболее престижно для кинематографистов отобраться на »Кинотавр» и Московский фестиваль. В остальном всё традиционно: несколько номинаций, победители которых получат «Золотые» и «Серебряные ладьи».


Неизвестно, как пройдёт закрытие «Окна в Европу». Открытие, как говорят очевидцы, можно считать истинно народным. В том плане, что следом за «святой троицей» Нерсисян-Медведев-Симонов шла выборгская детвора с шариками и флажками. Немногочисленная творческая делегация из Москвы, говорят, в это время тусовалась на городском рынке. Возможно, к закрытию киносмотра знакомых по экрану лиц в Выборге прибавится.


Игорь Ефремов